2019 год начался со вступления в силу ряда изменений в законодательстве в 44-ФЗ. Не все участники госзакупок успели ознакомиться с обновлениями уже действующих и грядущих нововведений, поэтому в этой статье представлен список новых требований, которые необходимо знать каждому участнику торгов.
Изменения в 44-ФЗ
Только электронные закупки
Изменение: одно из самых весомых изменений касается формата проведения конкурентных процедур. С 1 января 2019 года участники закупок должны проводить тендеры в следующих форматах:
- электронный аукцион;
- открытый конкурс в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме, конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
- запрос котировок в электронном виде;
- запрос предложений в электронном виде.
Что это значит: бумажный формат проведения тендера постепенно исчезает из обихода. 44-ФЗ предусматривает возможность проведения отдельных тендеров в бумажной форме, но это скорее исключение, чем правило. Это касается некоторых закрытых аукционов и закупок, проводимых согласно статьям: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1.
_________________________________________________________________________
*Первоисточник часть 43 статьи 112 Закона № 44-ФЗ
Нужна аккредитация на ЭТП, срочно: регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП
Изменение: Уже с 1 января всем участникам гос.закупок необходимо пройти регистрацию в ЕИС, т.к. по сформированным данным будет создаваться ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок). Без регистрации в ЕИС пройти аккредитацию на ЭТП будет нельзя.
Что это значит: с 1 января 2019 года участникам госзакупок пройти аккредитацию на ЭТП без регистрации в ЕИС нельзя! Для тех же, кто уже аккредитован на всех федеральных площадках, обязан пройти регистрацию в ЕИС в течение текущего года.
Существенный плюс данного изменения заключается в упрощении процесса получения аккредитации. Теперь она будет происходить автоматически в рамках 1 дня. Список отобранных ЭТП можете посмотреть здесь “Перечень отобранных операторов электронных площадок”.
_______________________________________________________________________
*Первоисточник ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ
Военные закупки
Изменение:. Новые изменения в военной сфере коснулись закупок по гос.оборонному заказу на создание, модернизацию, поставки, ремонта, сервисного обслуживания и утилизацию вооружения, военной и специальной техники.
Выше перечисленные закупки с 1 января 2019 года не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов закупок и планов-графиков закупок, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Что это значит: указанные выше закупки будут учитываться только при формировании и утверждении государственного оборонного заказа.
_______________________________________________________________________
*Первоисточник ФЗ от 27.12.2018 № 571-ФЗ с 08.01.2019 г. статья 6 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» дополнение часть 6.1
Обеспечение заявок для бюджетных и автономных учреждений
Изменение: С бюджетных и автономных учреждений сняли обязанность по предоставлению обеспечения заявок.
Что это значит: упрощение процесса закупок для вышеперечисленных учреждений. Но стоит учесть 2 важных момента:
- несмотря на то, что бюджетные и автономные учреждения освобождаются от обязанности предоставлять обеспечение заявки, как и казенные учреждения, но при этом, они обязаны предоставлять обеспечение исполнения контракта при его заключении, в отличие от казенных учреждений.
- Данные изменения не касаются государственных и муниципальных учреждений. ГУПы и МУПы до сих пор обязаны предоставлять обеспечение заявки.
________________________________________________________________________
*Первоисточник ФЗ от 27.12.2018 № 502-ФЗ с 27.12.2018 г. новая редакция часть 6 статьи 44 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе
Закупки у субъектов малого предпринимательства
Изменение: С 1 января 2019 года официально можно включать в расчет СГОЗ закупки у единственного поставщика из СМП или СОНКО, в случае несостоявшейся конкурентной процедуры. Также, согласно ч. 4 ст. 30 44-ФЗ — если закупка признана несостоявшейся, можно отменить требование об участии только СМП.
Что это значит: Т.к. обязательный объем закупок от СМП или СОНКО составляет 15% в СГОЗ, то нововведение упрощает процесс выполнения данного требования. Теперь заказчикам гораздо проще добиться необходимого объема без повторных аукционов.
Теперь они могут вносить данные о тендерах в реестры для отчета о закупках у СМП, в результате чего таких закупок для СМП станет меньше. Т.е., ранее было 15% + неучтенные, а сейчас вся неучтенка пойдет в зачет, и на них, следовательно, количество закупок у СМП уменьшится.
Антидемпинговые меры
Изменение: В случаях, где сработали антидемпинговые меры, победитель процесса закупки обязуется предоставить не только информацию о добросовестности, но и обеспечение исполнения контракта в размере установленной суммы в закупочной документации.
.Что это значит: Данное нововведение помогает избежать новых судебных процессов и закрывает вопрос с участниками закупки, не желающих финансово подтверждать исполнение контракта. Теперь придется сразу предоставлять обеспечение исполнения контракта в полном объеме.
_________________________________________________________________________
*Первоисточник дополнение к 44-ФЗ во 2 части статьи 37
Льготы лекарствам из ЕАЭС
Изменение: предоставление льгот лекарствам, производимых на территории государств – членов ЕАЭС.
Что это значит: Описанным выше лекарствам с 1 января 2019 года будет предоставляться дополнительная 15% ценовая льгота. Но данная льгота предоставляется только при выполнении совокупности следующих условий:
- сумма от участника ниже всех предложенных лекарств производимых в ЕАЭС;
- предложенная цена контракта не превышает более чем на 25% наименьшее из поданных предложений лекарственных препаратов, произведенных вне ЕАЭС.
_________________________________________________________________________
*Первоисточник постановление Правительства РФ от 12.05.2018 № 572 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1289"
Закупки одноразовых медицинских изделий
Изменение: С 1 января поставлять медицинские изделия одноразового применения (использования) из ПВХ может любой участник, с собственным производством в соответствии с установленными Правительством РФ показателями локализации на 2019-2024 гг.
Что это значит: изменения предусматривают, что при исполнении контракта не допускается замена медицинского изделия из Перечня N1 и N2 на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство - член ЕАЭС, а также замена производителя медицинского изделия.
_________________________________________________________________________
*Первоисточник постановление Правительства РФ от 19.12.2018 N 1590 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102"
20% НДС
Изменение: Повышение НДС сказалось на всех, поэтому заказчикам разрешили до 1 октября изменять цены контрактов в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года.
Что это значит: нововведения позволяют с 1 января 2019 года любому заказчику изменить в большую сторону цену контракта из-за повышения НДС.
Но стоит учитывать ряд условий перед повышением:
- Повысить цену возможно только по соглашению сторон.
- Данная возможность доступна только для тех контрактов, приемка которых осуществляется после 1 января текущего года.
- Заключить соглашение о повышении цены контракта можно до 1 октября 2019 года.
- Для государственных или муниципальных заказчиков, являющихся получателями бюджетных средств, изменение цены контракта может быть осуществлено только в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на срок исполнения контракта.
_________________________________________________________________________
*Первоисточник ч. 54 ст. 112 ФЗ-44
Банковские гарантии
Изменение: Для обеспечения заявки с 01.07.2019 можно использовать не только деньги, но и банковскую гарантию. Воспользоваться БГ возможно только в определенных банках из списка Минфина.
Что это значит: Теперь у участников электронных торгов появился дополнительный способ обеспечения заявки, который упростит многим участникам процесс участия в тендере.
_________________________________________________________________________
*Первоисточник ч. 52 ст 112 44-ФЗ
Расширен список закупок у ЕП
Закупка услуг по обращению с ТКО
Изменение: с 01.01.2019 г. заказчик обязан заключить контракт по услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Исключениями из этого общего правила являются субъекты Российской Федерации, относящиеся к городам федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. (Согласно ч. 5 ст. 29.1)
Что это значит: Каждый субъект РФ обязан разработать электронную территориальную схему обращения с отходами, утвердить региональную программу и нормативы накопления ТКО и на конкурсной основе отобрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет отвечать за полный цикл обращения с ТКО.
_________________________________________________________________________
*Первоисточник ч. 4 ст. 24.7 по "закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ"
Закупка бланков у ЕП
Изменение:
1. Закупка бланков у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
55) заключение контракта на оказание услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ и за пределами территории РФ, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, выдаваемых в РФ в случаях, установленных законодательством РФ, бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, бланков временных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ дающих ему право на въезд (возвращение) в РФ, а также бланков документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Что это значит: При осуществлении закупки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, документов, удостоверяющих личность, на основании п. 55 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, составление отчёта о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также обоснование цены контракта не являются обязательными (см. ч. 3 и 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).
Но при этом требуется регистрация такого контракта в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
_________________________________________________________________________
*Первоисточник ФЗ от 27.12.2018 № 502-ФЗ часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ дополнена с 27.12.2018 г. пунктом 55
Графики оплат для СМР
Изменение: С 01.01.2019 г. вступил в силу Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 июня 2018 г. N 336/пр (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 октября 2018 г. Регистрационный №52499).
Согласно частям 6 и 7 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, обязательно применение в контрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, графиков оплаты выполненных работ и графиков выполнения строительно-монтажных работ по методике, утвержденной Минстроем России.
Что это значит: Согласно п. 1.4 Методике проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в ЕИС вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
Любое нарушение графика оплаты работ, составленного по Методике, будет влечь для заказчика, осуществляющего строительство (реконструкцию), наложение административного штрафа в указанном размере.
_________________________________________________________________________
*Первоисточник части 6 и 7 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ
График оплат тендеров с авансированием
Изменение: С 01.01.2019 г. вступила в силу новая редакция Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ.
Что это значит: Заказчики федерального уровня обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей.
_____________________________________________________________________
*Первоисточник редакция абз. 1 подп. "а" п. 18 от 9 декабря 2017 г. № 1496.
Программы для электронных вычислительных машин и базы данных
Изменение: С 1 января 2019 года используемые заказчиками абонентские устройства радиоподвижной связи должны находиться под управлением мобильной операционной системы, сведения о которой включены в единый реестр российского программного обеспечения и которая сертифицирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите информации.
Что это значит: если заказчик собирается в 2019 году приобрести служебный мобильный телефон под управлением самых распространенных иностранных мобильных операционных систем Android, iOS, то такой заказчик должен с 01.01.2019 г. подготовить письменное обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236
_____________________________________________________________________
*Первоисточник абзац шестого подпункта "а" пункта 11 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325
ЕАТ Березка
Изменение: Обязательное использование ЕАТ Березка с 01.03.2019 г для закупок.
Что это значит: Предназначен единый агрегатор торговли «Березка» для проведения закупок товаров, работ, услуг у единственного участника на суммы, не превышающие 100/200/400 тысяч рублей. Говоря простым языком, агрегатор представляет из себя интернет-магазин для проведения закупок малого объема.
_____________________________________________________________________
*Первоисточник пункты 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 44-ФЗ.
Все нововведения без исключения нацелены на упрощение и автоматизацию процесса проведения аукционов. Бесспорно, не всё пройдет гладко, но ни одна реформа не протекает без сложностей. Успешных тендеров и честной игры!