Так как я хожу на концерты примерно так же часто, как в магазин за хлебом, с уверенностью могу сказать, что музыканты лажают. Все без исключения. Даже профессионалы. Просто все делают это по-разному.
Лажа – это понятие субъективное. Профессиональные музыканты слышат гораздо больше косяков своих коллег, нежели обычные обыватели. Там, где профи говорит «на этой группе можно ставить крест», среднестатистический слушатель крикнет «огонь круто давай ещё!», и это... нормально.
Потому что люди ходят на концерты не для того, чтобы искать ошибки в выступлении музыкантов, а для того, чтобы отдохнуть и оторваться. Это мы, те ребята, которые в этом не просто крутятся, но варятся, слышим косяки на автомате. Это не наша благая цель. Это наша профессиональная деформация.
Я помню один из своих самых первых концертов, когда нервничала так, что руки на грифе потели, а ноги била мелкая дрожь. Кстати, это было всего-ничего, какой-то год назад, выступали тогда с ребятами в клубе «Океан» на Алексеевской. Я лихо лажала, а после концерта крайне переживала за свои косяки.
Но, к моему удивлению, после выступления ко мне подошло несколько человек, и они сказали, что было круто. Ага, зашибись круто, я-то знаю, как должны звучать мои партии в идеале, и как они прозвучали на самом деле. Но людям всё равно. Они просто не замечают таких нюансов.
Сейчас я понимаю: на сцене ждут от вас не идеальной игры, а шоу, работу и контакт с залом. Оторвитесь вместе с толпой под свою же музыку, и люди простят вам мелкие погрешности. Или вообще их не заметят.
У всех музыкантов разные косяки в зависимости от их опыта выступлений. Сразу могу сказать, что основная ошибка новичков (как и моя год назад) – они всегда смотрят на гриф, когда играют.
Я была не так давно на фесте, там выступала группа из 3 человек: вокалист+гитара, басист и барабанщик. Басист играл весь концерт, не отрывая взгляд от грифа. Я долго на него смотрела, и за весь сет он бросил только пару-тройку беглых взглядов в зал. Знаете, почему это плохо?
Такие группы теряют кое-что важное: у них нет подачи, они не устанавливают связь с публикой, получается, что играют они как бы в себя и для себя, а не в зал. Нет обмена энергией, нет интереса слушателей, нет индивидуальностей. И что примечательно – после таких концертов музыкант испытывает чувство выгорания. Особенно если он играл в полный зал, а отдачи никакой не получил. Чаще всего по своей же вине.
Бывает, что музкаты палятся на косяках или лицом, или тем, что они не могут понять, как вернуться в мелодию. Недавно очень забавно наблюдала, как басист прыгал и скакал, а потом у него слетел палец со струны. Басист с растерянным лицом перестал прыгать, попытался найти то самое положение на грифе и попасть обратно в музыку. Профи тоже запутываются в пальцах или берут не те ноты, но они вообще не подают вида, а потом говорят, что так задумано.
Так было на концерте Чичериной. Я ходила туда с профессионалом, который больше 10 лет занимается музыкой. Для меня концерт прошёл без единой лажи, идеально, на очень высоком техническом уровне. Для моего товарища гитарист пару раз таки слажал, но так красиво эти лажи обыграл, что зал даже и не заметил.
А вот на концерте Уматурман вокалист перепутал очередность куплетов и припевов. Это, конечно, косяк, потому что люди знают эти песни и эти тексты наизусть. И он осознал свой косяк, и в этом была его ошибка. Он на секунду замешкался, и это было видно. Конечно, дальше он сделал вид, что всё идёт по плану, это такая задумка, и это могло бы прокатить, если бы он сначала не растерялся. Хотя, в остальном вокалист был прекрасен, прыгал по сцене, сбивал дыхалку и не заботился о динамике звука в микрофон, но зал был всё равно в восторге от подачи.
Лояльность публики в отношении лажающих музыкантов зависит от многих факторов. Это и кредит доверия за прошлые заслуги, и скидка на то, что коллектив ещё слишком юн, и надежда на светлое будущее, и отлично отработанное шоу...
Но одно известно точно: лажают все. А любить за косяки или ненавидеть... Что ж, это решает сам слушатель.