Святитель Григорий, Папа Римский занимает достойное место в истории Церкви и истории церковного пения в частности.
Папа? Но как же так? Папа - глава Католической Церкви, а Православная и Католическая Церковь, как известно, разные конторы.
Все объясняется очень просто. Вплоть до 11 века Христианская Церковь была единой, она делилась лишь территориально на Западную Римскую и Восточную Константинопольскую. Соответственно святые на всю Церковь были общие.
Святитель Григорий Великий, Двоеслов, Папа Римский родился около 540 года, в Риме. Его жизнь и труды приходятся на вторую половину 6 века - до Великой Схизмы было еще очень далеко.
Несколько слов о его жизни: происходил он из древнего, знатного и очень богатого рода. Как выходец из патрицианской семьи получил прекрасное образование - его ожидала блестящая карьера. Но молодой человек этим тяготился. Когда он стал префектом Рима (должность примерно соответствующая мэру), она понял - "Не моё". Поэтому, когда умер его отец, Григорий раздал наследство на устройство монастырей (можете себе представить, какая это сумма - среднему российскому гражданину и дом то построить - колоссальный финансовый надрыв. А тут - несколько монастырей - т.е. денег у молодого человека было столько, что мог бы всю жизнь прожить у себя во дворце в блаженном ничегонеделании, сладко кушать, мягко спать и еще бы финансы детям-внукам остались), а в одном из монастырей поселился сам, отрешившись от мирских забот.
Вел строгую воздержанную жизнь. Предание рассказывает, что из вещей у него была лишь миска для еды. Но однажды ему встретился некий бывший купец, который после кораблекрушения обанкротился буквально до исподнего, и просил подаяние. И Григорий отдал тому свою миску, полностью развязавшись с миром.
Однако, долго радоваться уединению и молитве ему не пришлось: он был откомандирован папой Пелагием II в Константинополь на несколько лет. Там Григорий решал церковные вопросы, изучал греческий, творения святых отцов Востока.
Спустя 6 лет Григорий вернулся в Рим в свой родной монастырь. Но, покой нам только снится - братия избрала его настоятелем. Монастырь Григория стал настоящей школой святости.
Однажды, рассказывают, увидел на рынке Григорий красивых белокурых юношей, которых продавали в невольники (да, таковы были суровые реалии того времени - формально историки закончили период Древнего мира 476 годом, падением Рима под натиском варваров, и как-бы Григорий уже жил в период Средневековья, но история - это не смена слайдов, рабство не исчезло в одночасье). Григорию пояснили, что это варвары из далекой Англии, еще не знавшей евангельской проповеди.
Загорелся Григорий идти в те северные земли с миссией. Взял в попутчики несколько монахов и двинули они на север. Шли три дня, пока их не нагнали посланцы от папы - так, мол, и так, взбунтовался народ, требует возвращения игумена Григория. Так не суждено было Григорию стать британским апостолом. У Бога были на него другие планы.
(Кстати, позже, когда у него появилась такая возможность, он отправил на Британские острова миссию во главе со святым Августином, который стал просветителем Англии).
Последующие годы он служил секретарем у папы Пелагия, а когда тот умер, Рим единодушно затребовал Григория в папы. Тот сопротивлялся. Вплоть до того, что сбежал на поселение в пещеру. Нашли. Вернули. Заставили одеть папскую митру.
«Вот теперь, в епископском достоинстве, я снова связал себя с миром еще сильнее, чем когда я был мирянином. Я потерял глубокую радость покоя. Внешне – это вознесение, внутренне же – падение… Когда я оканчиваю дневные труды, то стараюсь прийти в себя – и не могу: тяжкие и суетные заботы гнетут меня» .
Опущу подробности его трудов в патриаршем сане, затрудняюсь даже, с кем можно его сравнить по объему и значимости сделанного.
Ближе к церковно-певческой теме: он привел в порядок богослужебный чин. Именно он составил чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в Православной Церкви Великим Постом.
Именно папа Григорий поучаствовал в собрании, становлении антифонария - свода обиходных хоровых песнопений, которые получили названия григорианского хорала. И вообще именно с его почина была утверждена единая обязательная для всех система западного церковного пения.
И кстати, именно папа Григорий ввел буквенное обозначение нот.
А почему Григория называют Двоеслов?
Он написал труд "О чудесах италийский отцов", более известный под названием "Собеседования" - книга составлена в форме диалога с неким диаконом Петром. А если сделать кальку с греческого слова "диалог" - то и получаем "двоеслов".
Если любо - не забудьте лайкнуть респект автору.
Желающих изучать церковное пение профессионально жду в своем сообществе.