Конечно, очень хотелось бы, чтобы проект «КосмоКурса» был осуществлен и Нижегородская область стала центром международного космического туризма. Но практика показывает, что очень многие многообещающие масштабные проекты не реализуются. Очень много говорилось о необходимости строительства высокоскоростной магистрали до Казани, однако, что называется, воз и ныне там.
Поэтому все зависит от того, насколько приоритетным будет признан проект нижегородского космопорта – несомненно, интересный. Это было бы действительно здорово, это стало бы брендом, известным во всем мире. Это интересно для развития туризма и, пожалуй, даже больше, чем религиозный туристический кластер.
Конечно, все зависит от того, насколько серьезно этим проектом займутся, насколько он будет интересен частному инвестору, как будет складываться ГЧП – государственно-частное партнерство. В ряде отраслей ГЧП у нас развивается, и не везде обходится без правовых коллизий, как это было с метростроем.
А проект, действительно, интересный. Возможно, больших прибылей он не принесет, а будет, скорее, имиджевым. Правда, и чемпионат мира по футболу тоже был имиджевым проектом, который помог развеять многие предрассудки о России. Но помог ли он как-то изменить ситуацию в нашей экономике? Пока рано говорить определенно.
Возможно, эффект от космодрома будет более заметным, подождем, пока он будет запущен. Конечно, хочется, чтобы в Нижегородскую область, в том числе и с его помощью, приходили новые производства, «умная» экономика. Но пока вопросов больше, чем ответов.
Артем Фоменков