У старшей в школе сейчас заканчивают тему Великой Отечественной.
Задание на пятницу - "доклад по Великой Отечественной войне 1941-1945 гг"
Ну, или презентация. Или сообщение.
Вот я теперь озадачена, о чём писать? Пытаться в "сообщение" не более двух листов печатного текста впихнуть всю Великую Отечественную?
А если нет, тогда о ком?
О героях?
О героях...
И вот тут всё во мне встаёт на дыбы.
Я не хочу писать о героях. Я не хочу, чтобы мой ребёнок писал о героях.
Во-первых, потому что такие доклады в школе несут не только образовательную функцию, но и воспитательную.
Детей воспитывают на примере героев и их подвигов.
Что такое подвиг? Это отказ от себя во имя высокой цели. Что такое герой? Человек, сломавший себя ради высокой цели.
Ребята, я не хочу этого для своих детей!
Воспитывая детей на подвигах, мы их приучаем к отказу от самих себя. Да, сейчас нет места громким подвигам вроде подвига Матросова, но...
Раз такие, как Матросов, герои, то и нам, простым смертным, пристало соответствовать хотя бы в малом. Терпеть, совершать малые подвиги, малые отказы от себя во имя... ну... во имя... общества? не-ругани начальника? Родной-Любимой-Профессии, Быта-Как-У-Нормальных-Людей и так далее.
Понимаете?
Раз большой подвиг так высоко оценен обществом, вполне приемлемое и ожидаемое поведение - подвиги малые. Малые жертвы от каждого.
Да, возможно, я утрирую.
Но...
Новости, слухи. Там врач погиб на работе от сердечного приступа, там учитель выгорел до донышка и ушёл в никуда, там продавец прыгнула на нож ради спасения кассы. Чувствуете?
А сколько историй про убившихся себя работой мужиков? А сколько историй про женщин, тащивших быт и семью, пока ноги не подломились?
Истории о героях, на мой взгляд, очень связаны с каждодневным надрывом. С жизнью на износ.
Я не хочу этого для детей!
Хватит уже подвигов во имя чего-то, на что указали нам толстые дяди с дорогими часами.
Во-вторых, подвиги героев делают войну и военные действия довольно романтичной штукой.
Ожидаемой штукой. "Вот была бы война, и я бы всех спас!"
Дети и молодые люди видят не кровь, лишения и выживание в каждом дне, не кишки, намотанные на треки танка, не пару сотен грамм свинца в животе, не "самовары" на больничной койке... Нет! Они видят красивое геройство. Они видят чистую сказку о красивом духом, волей и разумом человеке.
О моральном превосходстве одного над другим, о возвышении подвигом, о приобретении значимости социальной через подвиг и страдание.
Дети же не понимают, сколько подвигов и героев так и не получили признания, потому что просто не срослось. Подвиг был, но замечен не был.
Подвиг был один, а дней в войне - тысячи. А погибших в войне - миллионы.
Я не хочу, чтобы мои дети романтизировали войну.
В-третьих... Некоторые подвиги...
Знаете, как в анекдоте. "Наш" - значит, разведчик, "их" - значит, шпион.
У Жака Фреско есть интересное интервью, где он говорит о героях. О некоторых героях.
Мол, залетал повыше и высматривал тех, кто похуже летает. А потом со стороны солнца их расстреливал.
Вот такой лётчик-герой. Да, он многих лётчиков противника вывел из строя, многие машины вывел из строя. Да, он герой. Это несомненно.
Но...
И такое "но" есть почти всегда.
Я не хочу, чтобы мои дети стали убийцами. Даже если потом это назовут подвигом.
А теперь для хейтеров.
Всё, сказанное выше, в большей степени относится к воинам нынешних столкновений, не к воинам Великой Отечественной. Потому что цели той войны были, действительно, святы. Потому что воины отстояли наше право на существование. Отстояли наши жизни и наш мир, каким мы его видим сейчас. Именно они, каждый из них сделали этот мир и все его свершения возможными.
Понимаете?
Но я не хочу, чтобы что-то подобное повторилось. Тем более, что обычно и как правило, цели военных кампаний не бывают так благородны, как были цели СССР тогда, в 41-45 гг. (тут нужно уточнить про официальные и главные цели, я читала документы, не надо мне писать про Молотова и Риббентропа)
На этом можно было бы и закончить, но...
Я считаю, что воспитывать надо на примерах успешной жизни, а не мученической смерти. И здесь я не говорю о зарабатывании денег.
Успешная жизнь - это жизнь счастливого человека. Когда он делает то, что ему нравится и делает это так хорошо, что ему готовы за это платить.
Когда он может радоваться рассвету, цветам, солнцу, мороженке и кошке.
Когда выбраться к лесной речке есть и силы, и желание, и время.
Когда добра и добрых людей вокруг больше, чем зла и людей недобрых.
Не хочу, чтобы дети считали красивым и правильным смерть во имя идеалов.
Вот жизнь во имя идеалов - дело другое.
ваш Мартокот будет рад, если не закидаете тапками, а поделитесь мнением