Найти тему

О казахстанском пути. Что означает для нас Назарбаев

Историческая роль Назарбаева в жизни Казахстана уникальна. Это можно было почувствовать вчера, когда после сообщения об отставке Елбасы тысячи людей просто плакали. Назарбаев стал лидером нашей республики и нашего общества около тридцати лет назад, за это время выросли целые поколения и многие уже просто не представляют своей жизни без него. Политическая фигура Президента Нурсултана Назарбаева олицетворяет собой единственный авторитет и конечную инстанцию, Елбасы выступает как своего рода верховный арбитр, чей авторитет признаётся практически всеми слоями и группами населения.

Могло ли быть иначе?

Безусловно, да.

Особенностью развития ситуации в постсоветских республиках, унаследовавших после развала СССР все неизбежные атрибуты тоталитарной системы, стала «персонифицированность» власти. Для одних республик это оказалось хорошо, для других плохо – всё дело в том, кто конкретно приходил к власти. В молодых постсоветских государствах под конкретного президента выстраивалась вся конструкция политической власти. И в Казахстане она выстраивалась так же. Трудно вообразить, что могло бы постигнуть казахстанский народ, какие катаклизмы и лишения могли бы охватить нашу благодатную землю, если бы на месте Назарбаева оказался кто-то другой. К примеру, такой как «Туркменбаши». Или как грузинский лидер ранних девяностых Гамсахурдиа.

-2

Казахстану Бог подарил такого лидера, о котором другим оставалось только мечтать. Наверное, это случайность, хотя в нашем мире случайностей нет. Алекс Москович, один из бывших иностранных советников Назарбаева, говорил об этом так: «Де Голль – это подарок, который судьба преподнесла Франции. Назарбаев – это подарок Казахстану. Можно только удивляться, как фантастически повезло Казахстану с президентом, который, в отличие от многих других президентов бывшего Союза, оказался бесконечной гуманности и одновременно с теми тремя качествами, которые необходимы настоящему государственному деятелю, а не политикану. А именно. Ум, чтобы думать. Харизма, чтобы убеждать. И характер, чтобы действовать. Вот чем отличался президент, которого благосклонная судьба подарила Казахстану».

Сегодня, спустя годы, исследователи связывают «феномен Назарбаева», прежде всего, с заслугами в осуществлении коренных системных реформ. Сами по себе реформы это ещё не спасение, не панацея: их можно провести успешно, а можно провалить. Реформы планировались не с потолка и не под копирку, например, с Сингапура или Южной Кореи. Они были увязаны с особенностями политической и социальной ситуации в республике, с ментальными и психологическими особенностями населения Казахстана. Назарбаев смог найти этот баланс. Он смог осуществить реформы в экономике и политике, часто болезненные, но необходимые, и притом осуществить их так, чтобы жители страны на себе ощущали достигнутые плюсы и преимущества.

Политически основой всех этих изменений был институт сильной президентской власти. Назарбаев опирался на тот карт-бланш, который ему давал народ на каждых очередных выборах. При этом строго следовал своему главному принципу: «сначала экономика, потом политика». Постепенно и планомерно в независимом Казахстане происходили реальные изменения в плане демократизации избирательной системы. Началом можно считать успешное проведение прямых выборов президента в декабре 1991 года, в значительной степени повлиявших на дальнейшее реформирование всей избирательной системы. Наиболее радикальным шагом в этом направлении стал специальный Указ Президента Назарбаева «О выборах в Республике Казахстан» от 30 сентября 1995 года, который утвердил в Казахстане общепризнанные демократические принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании при выборах президента, депутатов Мажилиса, маслихатов и органов местного самоуправления.

О значении этих шагов можно говорить только сегодня, сравнивая нашу казахстанскую демократическую модель с другими, например с системой соседней Киргизии. Это яркий пример, как бездумное, «бессмысленное и беспощадное» внедрение демократии приводит к разгулу трайбализма, межклановым войнам, и в конечном счёте – к охлократии и крови. Среди важнейших достижений построенного Назарбаевым института президентства можно выделить тот факт, что процесс демократизации Республики Казахстан протекал спокойным и мирным путём, без проявления какого-либо радикализма, без крайних форм противоречий в интересах, без внутренних межэлитных столкновений между различными политическими силами. А также (что не менее важно) – при отсутствии внешнего вмешательства и покровительства, как в Украине, которую некоторые сейчас пытаются преподносить как «образец демократии». Назарбаев обеспечил в стране проведение последовательных, системных, планомерных реформ, и при этом реформ суверенных. Мы ни в чём и ни от кого не зависели, ни у кого разрешения не спрашивали.

Анализируя с высоты этого опыта трагический опыт некоторых наших соседей, стоит чётко понимать, что в мире нет готовых рецептов по безболезненному переходу от тоталитаризма к демократии, и поэтому ответственность за конечный результат лежит на личностях – на конкретных лидерах. Именно их прагматизм, мудрость, последовательность определяют конечный результат. Рациональность такого подхода не раз отмечал и сам Елбасы. «…Безусловно, нет такой степени демократии и политической свободы, которая удовлетворяла бы всех, – писал он в своей книге «В потоке истории». – Мы не пошли на форсированное копирование либеральных моделей, мы тщательно готовили почву для каждого нового ростка демократии. И сегодня никто не сомневается в том, что в Казахстане политика демократизации встала на твёрдую объективную почву, обретя прочную базу как в экономической, так и в социальной среде».

Важно понимать и другое. Стержнем, основой развития общества является его консолидация. Одной из фатальных причин провала демократизации во многих странах является национальная разобщённость. Об этом наглядно говорит печальный опыт всё той же Украины, да и ряда других постсоветских стран. Последствия межнациональных конфликтов гибельны для общества. Притеснения по национальному признаку могут долгое время иметь скрытый характер, но рано или поздно это вырывается на поверхность в виде радикальных, «горячих» межнациональных конфликтов, которые могут переходить в военные столкновения, а часто – в устойчивые и длительные боевые действия. С этой точки зрения недооценка единства и консолидации катастрофична для любого государства. Любые виды межнациональных неурядиц, как бы там ни было, несовместимы с демократией – напротив, они являются одним из факторов разрушения демократии. Один из видных западных политологов Дональд Л. Горовиц так и пишет, что «главной причиной провала демократизации являются межэтнические конфликты».

В данном плане одна из главных и поистине неоценимых заслуг Назарбаева состоит в сохранении и укреплении единства многонационального народа страны. Созданная уже на заре независимости Ассамблея народа Казахстана обеспечила механизмы равного представительства во власти людей разных этносов и религий. Стабильность, дружба, межнациональное согласие, полиязычие легли в основу всей внутренней политики. И в этом – целиком и полностью заслуга Нурсултана Назарбаева. Для него всегда особое значение имели межнациональное согласие, мир и стабильность. Это ключевые основы государственного строительства в рамках назарбаевской «казахстанской модели». Назарбаев все годы своего президентства постоянно ориентировал казахстанцев на укрепление мира и согласия в стране.

«…Русские и казахи живут вместе много веков, на этой земле и русские, и казахи имеют общую судьбу, – писал он в 1995 году. – В Казахстане это понимают. Простым людям нечего делить. 35 процентов населения Казахстана – русские, 40 процентов – казахи. Кстати, тюркоязычные и принадлежащие к мусульманской культуре народы составляют большинство. Гражданами являются представители ещё около ста наций и народов. И внутри Казахстана нет поводов, чтобы их перессорить. Если и вспыхнет национальная рознь, то она будет внесена извне, и сделать это может только враг и русского, и казахского, и других наших народов. Идти по пути реформ, улучшать жизнь людей, строить рыночную экономику можно только в условиях стабильной политической обстановки».

Возрастание роли института президентства и конкретно Назарбаева в процессе политической и экономической модернизации Казахстана способствовало сохранению и укреплению межнационального мира, межэтнической и межконфессиональной стабильности. Назарбаев постоянно поддерживает стабильность в обществе, строго следит за соблюдением конституционных прав всех граждан независимо от их национальности, за тем, чтобы нигде и никогда не было ущемлений или дискриминации по языковому признаку. Построенная Назарбаевым модель способствовала консолидации общества на многонациональной основе, и происходила эта консолидация за счёт равноправного участия представителей всех национальностей в политическом процессе. Осознание каждым гражданином своей личной роли в построении независимого демократического Казахстана является одним из важнейших факторов патриотизма и одним из главных инструментов укрепления единства народа нашей страны.

И всё это было заложено Назарбаевым.

Сегодня нам нужно сделать всё, чтобы продолжить наш казахстанский путь, сохраняя всё достигнутое благодаря Назарбаеву.