Продолжение заметки об использовании событий повседневной жизни как материала для создания интересных историй
...Рассказать историю - дело нехитрое. Мы делаем это каждый день. "Ты не поверишь, что сегодня было на работе!" Или: "Угадай, что только что произошло!" Или: "Заходят в бар англичанин, шотландец и ирландец…" В течение жизни мы слышим, читаем, смотрим и пересказываем тысячи историй. Но сочинить интересную историю не так уж просто. Тому, кто хочет стать рассказчиком и, может быть, даже зарабатывать этим, придется потрудиться. Например, показать устройство и законы жизни — дело не из легких. Нужно глубоко и ясно понимать сложнейший предмет. А потом облечь это понимание в форму истории. Для большинства авторов это самая трудная задача.
Мир знал тысячи, если не миллионы историй. Но что определяет историю? Что сообщает и одновременно скрывает повествователь?
Любая история — это разновидность коммуникации, передающая драматургический код.
Этот код, заложенный глубоко в человеческой психике, — художественное описание того, как может развиваться личность. Этот процесс лежит в основе любой истории. Повествователь прячет его за личностями своих персонажей и за их поступками. Но именно драматургический код в конечном счете выносят из хорошей истории слушатели или зрители.
- Джон Труби, "Анатомия истории"
...Литературный талант и талант рассказчика не только заметно различаются, но и не связаны между собой, так как истории не нужно записывать для того, чтобы рассказать. Материалом для литературного таланта служат слова; для таланта рассказчика таким материалом становится сама жизнь.
Рассказчик должен стать художником, преобразующим повседневное существование, внутренний и внешний мир, мечту и реальность в поэму, где рифмуются не слова, а события, — в метафору, которая сообщает: "Жизнь вот такая!" Соответственно, историю надо отделить от жизни, чтобы раскрыть ее суть, но не превращать в абстракцию, которая теряет всякую связь с реальностью. История должна быть похожа на жизнь, но не настолько, чтобы утратить глубину или смысл, выходящий за пределы того, что очевидно любому человеку.
Талант рассказчика имеет первостепенное значение, а литературный талант — хотя и важное, но второстепенное. Этот принцип в полной мере действует в кинематографе и на телевидении, а для театральной сцены и книгоиздательства он более актуален, чем думает большинство драматургов и писателей. Как бы редко ни встречался талант рассказчика, вы, скорее всего, в той или иной степени обладаете им, иначе желания писать просто не возникло бы. Ваша задача — извлечь из него максимальную пользу. Только применив все, что знаете о мастерстве создания рассказа, вы можете направить свой талант на выдумывание истории. Ведь талант без мастерства похож на топливо, не залитое в бак автомобиля. Оно прекрасно горит, но толку от этого мало...
- Роберт Макки, "История на миллион"
...Несколько советов о создании истории
Прежде чем рассказывать историю, ответьте себе сначала на вопрос «Зачем?», а потом уже «Как?»
1. Имейте в виду, что история начинается с автора
2. Автор и рассказчик (часто это один и тот же человек) создают пространство истории — место и время
3. Задекорируйте это пространство, раскрасьте его выразительными деталями
4. Добавьте иллюстрации . Создайте картинки
5. Поместите в пространство героя и его окружение
6. Создайте герою образ и стиль (не забудьте про окружение)
7. Заставьте героя действовать. Главное в истории — то, что приходится преодолевать герою
8. Следите за последовательностью сюжета (непоследовательность возможна, но она должна быть оправданна)
9. Обратите внимание на то, что история имеет возможность показать системность взаимодействий героя и его окружения
10. Создайте атмосферу истории, ее эмоциональный фон
11. Помните, что история выигрывает, если в ней есть философия (взгляд с разных точек зрения)
12. Загадка в истории повышает интерес к ней аудитории, усиливает внимание к повествованию
13. Главным элементом истории является ваш язык! Рассказывайте историю на языке, на котором вы общаетесь в обычной обстановке
14. В жизни любое событие имеет последствия. В правильной истории они тоже должны быть обозначены
Любую историю можно рассказывать долго. Не делайте этого.
- Кирилл Гопиус, "Сила убеждения. 101 совет по сторителлингу"
__________
В статье использованы кадры фотографии из личной коллекции фотографа Татьяны Кучиевой
__________
Желаю вдумчивого чтения и практической пользы!
Вадим Бугаев
блог "Чтение для практики" || рассылка "Книги и ссылки"