Найти в Дзене
Чтение для практики

Как истории помогают нам преобразовывать повседневную реальность в поэму, где рифмуются не слова, а события

Продолжение заметки об использовании событий повседневной жизни как материала для создания интересных историй

...Рассказать историю - дело нехитрое. Мы делаем это каждый день. "Ты не поверишь, что сегодня было на работе!" Или: "Угадай, что только что произошло!" Или: "Заходят в бар англичанин, шотландец и ирландец…" В течение жизни мы слышим, читаем, смотрим и пересказываем тысячи историй. Но сочинить интересную историю не так уж просто. Тому,  кто хочет стать рассказчиком и, может быть, даже зарабатывать этим, придется потрудиться. Например, показать устройство и законы жизни — дело не из легких. Нужно глубоко и ясно понимать сложнейший предмет. А потом облечь это понимание в форму истории. Для большинства авторов это самая трудная задача.

Мир знал тысячи, если не миллионы историй. Но что определяет историю? Что сообщает и одновременно скрывает повествователь?

Любая история — это разновидность коммуникации, передающая драматургический код.

Этот код, заложенный глубоко в человеческой психике, — художественное описание того, как может развиваться личность. Этот процесс лежит в основе любой истории. Повествователь прячет его за  личностями своих персонажей и за  их поступками. Но именно драматургический код в конечном счете выносят из хорошей истории слушатели или зрители.

- Джон Труби, "Анатомия истории"

-2

...Литературный талант и талант рассказчика не только заметно различаются, но и не связаны между собой, так как истории не нужно записывать для того, чтобы рассказать. Материалом для литературного таланта служат слова; для таланта рассказчика таким материалом становится сама жизнь.

Рассказчик должен стать художником, преобразующим повседневное существование, внутренний и внешний мир, мечту и реальность в поэму, где рифмуются не слова, а события, — в метафору, которая сообщает: "Жизнь вот  такая!" Соответственно, историю надо отделить от жизни, чтобы раскрыть ее суть, но не превращать в абстракцию, которая теряет всякую связь с реальностью. История должна быть  похожа  на жизнь, но не настолько, чтобы утратить глубину или смысл, выходящий за  пределы того, что очевидно любому человеку.

Талант рассказчика имеет первостепенное значение, а литературный талант — хотя и важное, но второстепенное. Этот принцип в полной мере действует в кинематографе и на телевидении, а для театральной сцены и книгоиздательства он более актуален, чем думает большинство драматургов и писателей. Как  бы редко ни встречался талант рассказчика, вы, скорее всего, в той или иной степени обладаете им, иначе желания писать просто не возникло  бы. Ваша задача — извлечь из него максимальную пользу. Только применив все, что знаете о мастерстве создания рассказа, вы можете направить свой талант на выдумывание истории. Ведь талант без мастерства  похож на топливо, не залитое в бак автомобиля. Оно прекрасно горит, но толку от этого мало...

- Роберт Макки, "История на миллион"

-3

...Несколько советов о создании истории

Прежде чем рассказывать историю, ответьте себе сначала  на  вопрос  «Зачем?», а потом уже «Как?»

1. Имейте в виду, что история начинается с автора

2.  Автор и рассказчик (часто это один и тот же человек) создают пространство истории — место и время

3.  Задекорируйте  это  пространство,  раскрасьте  его  выразительными деталями

4.  Добавьте иллюстрации . Создайте картинки

5.  Поместите в пространство героя и его окружение

6.  Создайте  герою  образ  и  стиль  (не  забудьте  про  окружение)

7.  Заставьте героя действовать. Главное в истории — то, что  приходится преодолевать герою

8.  Следите за последовательностью сюжета (непоследовательность возможна, но она должна быть оправданна)

9.  Обратите внимание на то, что история имеет возможность  показать  системность  взаимодействий  героя и его  окружения

10.  Создайте атмосферу истории, ее эмоциональный фон

11.  Помните, что история выигрывает, если в ней есть философия (взгляд с разных точек зрения)

12.  Загадка  в  истории  повышает  интерес  к ней  аудитории,  усиливает внимание к повествованию

13.  Главным элементом истории является ваш язык! Рассказывайте  историю на  языке,  на  котором  вы  общаетесь  в  обычной обстановке

14.  В  жизни любое  событие  имеет последствия. В правильной истории они тоже должны быть обозначены

Любую  историю  можно  рассказывать  долго. Не  делайте  этого.

- Кирилл Гопиус, "Сила  убеждения.  101  совет  по  сторителлингу"

__________

В статье использованы кадры фотографии из личной коллекции фотографа Татьяны Кучиевой

__________

Желаю вдумчивого чтения и практической пользы!

Вадим Бугаев

блог "Чтение для практики" || рассылка "Книги и ссылки"