Самое начало истории тут.
Итак, я внес аренду и залог за помещение, подал заявление об увольнении. Оставалось встретиться с предыдущими арендаторами для выкупа оборудования и заняться поиском поставщиком. Выкупить оборудование не составило проблем - то, что они приобрели у предыдущих владельцев за три месяца до этого (да, они продержались всего три месяца) за 250т.р., я выкупил за 120т.р. (Кстати, через 2,5 года, продавая свой магазинчик как "готовый бизнес", я получил за этот же комплект все те же 120т.р.) На мои расспросы "почему продали?", "какие были выручки?", "как по народу?" они отвечали вяло и без энтузиазма. Честно говоря, мне показалось, что сильно они и не пытались развивать магазин. Да и про закрытие ответили "Срочно понадобились родственникам деньги, вот поэтому и не стали продолжать бизнес". Выручки были слабые ( но и товаров у них было минимум, даже того же разливного пива было всего три сорта, хлеб не возили, молочных продуктов было мало и т.д.), но я верил, что с легкостью поправлю это и мигом выйду на приличные результаты (опять моя наивность).
С поставщиками они особо помочь не смогли - сами возили с оптовых рынков, я же искал тех, кто будет привозить сам. В итоге за пару недель, разрываясь между работой и началом нового дела смог найти лишь единицы поставщиков, а для заключения договоров и прочего так вообще требовалось находиться в магазине почти весь день, так как торговые ездят по графику, но не всегда могут приехать в желаемое мною время. В итоге, заключение договоров и закупка необходимых товаров затянулась еще на две недели после увольнения (естественно, что скоропортящиеся товары закупались мною в самую последнюю очередь уже перед самым открытием).
Самое обидное, но большинство поставщиков уже работали с предыдущими владельцами и относились к моей идее скептически (естественно, что никто особо не верил, что я без опыта в бизнесе и розничной торговле продержусь долго), но планы продаж и открытия новых точек все-таки заставляли их начать работать со мной. Хотя большие компании и их торговые с радостью заключили договоры поставки, больше проблем было с "пивняками". У одной компании с очень ходовыми сортами (которых у других не было) так и не доехал до меня торговый. Еле-еле я его добил через полгода зимой (да-да полгода он ехал до меня, а спустя полгода уже практически обожал, потому что я брал выше среднего в пересчете на кран - это один из показателей "важности" клиента для "пивняков").
Ремонт я в помещении делать не стал, хотя оно было довольно "поношенным", посчитав, что в первую очередь максимально вложить в товар, чтобы заинтересовать клиентов и привлечь. Правда, и здесь тоже вышло не все гладко - выбор товаров был относительно скудным, хотя все основные группы были представлены: хлеб, молочная продукция, крупы, мука, сахар, соль, заморозка, напитки и далее по списку. Основной упор делался, конечно, на разливные напитки и закуски. Как показала практика, это было верным. До 60-65% выручки обеспечивали именно эти группы. Сигареты были больше вспомогательным товаром, наценка на них составляла 5-6% (спустя год был найден поставщик, который в отсрочку на 7 дней продавал сигареты по ценам, которые давали мне наценку 10%, что была практически счастьем (вместо 1500-2000рублей я получал уже 2500-3000 рублей прибыли в неделю на сигаретах (да, у меня был очень небольшой магазин).
Про ценообразование в маленьких магазинах и то, что они "наживаются и накручивают", а в сетевых дешевле, расскажу позже. Но скажу так, средняя наценка у меня составляла 30-33% (на молоко, хлеб и т.п. 5-15%, на что-то другое 40-50%, в редких случаях 100% (жвачки по 1 руб. закупал по 50коп.), но средняя наценка в магазине по прибыли в итоге была 30-33% (простейшая товароучетная система мне в помощь. Если прибыль 25%, то наценка была 33%, думаю, понимаете чем отличается прибыль от наценки? Нет? Тоже расскажу.). В сетевых средняя наценка была около 50% (также как у меня есть позиции с минимальными наценками, а где-то крутили от души) плюс доплаты от поставщиков "за место на полке" (2 млн. в год за 1 метр полки (не стеллажа) - это не шутка, это реальное условие от одной сетей для местного поставщика). Так что, большинство малых магазинов, особенно рядом с сетями особо и не "жируют", просто вопрос в закупочных ценах. Плюс я максимум мог "отжать" годовой бонус от поставщиков мороженого в размере 7-10т.р., но никак не мог "заставить платить" за полку (масштаб у меня не тот). Но я отвлекся...
Итак, наступил день открытия. Магазин открылся и.... Провал... Почему? Об этом уже в следующий раз.