Когда-то кинематограф был важнейшим из искусств, но сегодня 9 из 10 фильмов, выходящих на большом экране это сплошное разочарование. Что случилось с сценариями? Куда смотреть, чтобы увидеть годное кино?
Кино, ты чье творение?
Кино очень сложно в производстве, даже за самыми простыми на первый взгляд произведениям стоят сотни творцов, по этому большое кино это продукт больших корпораций, но подход корпораций к производству кино менялся адаптируясь* под реалии своего времени.
*- возможно возник вопрос как происходит процесс адаптации, сейчас поясню:
Никто толком не в курсе как там всё на рынке работает, творят что попало, а те действия, которые принесли финансовую выгоду, повторяются раз за разом.
В 70е годы прошлого века, в результате тёрок между Голливудом и правительством США, стало не выгодно снимать дорогостоящие блокбастеры и началась эра авторского кино*, когда крупные корпорации зависели от уникального видения автора картины, фильмы выходили в ограниченный прокат, выходя сперва на нескольких экранах и постепенно распространялась на остальные залы используя в качестве рекламы "сарафанное радио". Особенностью авторского подхода к созданию фильмов была направленность на довольно узкую целевую аудиторию.
**- стоит пояснить что такого термина как "эра авторского кино" нет и вряд ли можно выделить точку во времени когда кино перешло из одного состояния в другое, процесс довольно плавный.
Продлилась эта эра до момента когда молодой и неизвестный режиссер С.Спилберг снял "Челюсти". Используя свое авторское видение, он сделал кино максимально массовым продуктом, в результате чего заработал дохреналион долларов и изменил подход к производству и продвижению фильмов, теперь кино выпускают сразу в сотнях кинозалах, а по ТВ проводят дорогую рекламную компанию. Параллельно с этим развивается сеть кабельного телевидения, где каждый мог найти контент именно для себя. Эти события определили вектор развития большого кино, что привело к ситуации в индустрии сегодня.
Имеем то, что имеем
Кино - массовый продукт, в следствии этого основной приоритет отдается зрелищности, моментам, протестированным на десятках фокус-группах, от чего и страдает сценарий. Соединить воедино зрелищные экшн сцены это по настоящему сложная сценарная работа. Когда далекие от искусства корпорации ставят задачи киноделам о обязательном присутствии в картине сотен взрывов/погонь/драк/отсылок к другим картинам вселенной, задачей сценаристов становится не написание хорошей истории, а оправдание наличия этих сцен в сюжете, в то время как на малых экранах происходит обратная ситуация.
"Зачем вообще куда-то идти, стоять в очередях, сидеть рядом с чавкающими обрыгаликами, когда можно просто укутаться в одеялко и насладится прекрасным куском искусства у себя дома в максимально комфортных условиях?"
Благодаря развитию технологий производства и широкому распространению интернета и телевидения видеосервисы и телеканалы на подобии Нетфилкса, кинопоиска, трекеровсбесконечнойрекламойказино и тд. предлагают сотни сериалов и фильмов с действительно продуманным сюжетом, а современные домашние и доступные большому числу людей технологии потребления позволяют насладится красивой картинкой в задуманной авторами мере. Такие сериалы как "Во все тяжкие" или "Игра престолов" уже давно влияют на нас, вызывая отклик где-то в душе, порождая культурный дискурс вокруг сюжета и персонажей. В связи с чем возникает закономерный вопрос озвученный выше.
Ответ - качество
Какой бы хорошей не была домашняя аудио/видео система она вряд ли сможет сравниться с тем, что мы можем увидеть в кинотеатре. В свою очередь рынок (в лице нас - потребителей) определил как выглядит большое кино сегодня - это повествование не через продуманный сюжет, но через зрелищные сцены, полный масштаб которых можно оценить только после похода в кинотеатр.
Вопреки распространенному мнению большое кино не умирает(только смилуйтесь, это не кликбейт), оно приняло наиболее жизнеспособную форму в современных реалиях, а говоря за тенденцию выхода кучи плохих фильмов, она была и раньше, просто время отсеивает их, оставляя нам только лучшее из прошлого. Это современный стандарт Голливуда - они не продают нам историю, они продают набор невероятно эпичных сцен на огромном экране в супер разрешении с потрясающей аудиосистемой, где сюжет, в привычном понимании, является рудиментом.
В конце хочу заметить что данная статья это отражение моего взгляда на жизнь, я старался не прибегать к конкретным примерам и оставить простор для проекции написанного на личный опыт читателя. Я открыт для критики и коррекции, указывайте в комментариях что стоит исправить и, по мере возможности, буду добавлять это в текст с благодарностью в Вашу сторону.