Вопрос о существовании рабовладельцев в Древней Руси на протяжении многих веков пользовался особой популярностью среди самых уважаемых ученых истории и современности. Множество литературных трудов содержат в себе свидетельства о рабстве. Почему же тогда историки утверждают, что рабства на Руси не было?
Было ли рабство на самом деле?
Уже в 10 веке появилось сочинение, в котором персидский ученый Ахмет Ибн-Даста повествует о поселении русов, делая акцент на их захватническом образе жизни. Рассказывает он и о вопросах рабства, а именно о продаже рабов на рынках. Отмечая хорошее обращение рабовладельцев с пленниками, он в то же время не забывает упомянуть о фактах человеческого жертвоприношения.
Вопросы рабства находят свое отражение и в таком историческом своде правовых норм, как «Русская правда». Он устанавливал штраф за убийство раба. Этот штраф уплачивался владельцу и составлял 5 гривен. За рабу следовало платить 6 гривен. За убийство княжеского холопа плата составляла уже 12 гривен. «Русская правда» также устанавливала ответственность за совершение различных действий в отношении рабов. Штраф (вира) полагался тем, кто указал путь рабу или же просто накормил его.
Данный правовой источник предусматривал следующее: рабом мог стать не только пленник, но и должник, и преступник. Рабство ждало и тех, кто решил создать семью с рабом. Нищие могли стать рабами по собственному желанию! Советский ученый Петр Третьяков считал существование рабства на Руси отдельной частью социально-экономической жизни общества. Интересен тот факт, что рабы чаще всего представляли собой членов других племен, при этом особую ценность имели дети и женщины.
По мнению Евгении Колычевой, рабство в Древней Руси имело все характерные черты античного рабства. Борис Романов в своей работе отмечал огромное воздействие рабства на нравственность народа. По мнению автора, все те, кто не имели рабов, имели большое желание их получить. Уже в 12 веке рабство стало невообразимо популярно. Стали появляться классы феодального общества.
Рабства не было?
Следует отметить, что не все деятели науки были уверены в существовании рабства в Древней Руси. Большинство историков 19 века были убеждены в обратном. К примеру, Сергей Соловьев полностью отрицал факт существования рабства у древних славян. По его мнению, такая роскошь была им чужда: земледелием славяне занимались самостоятельно, да и пленных было не очень много в силу мало развитого чувства воинственности. К тому же, наличие рабов значительно затрудняло территориальное перемещение племен в случае вражеского нападения.
Матвей Любавский утверждал, что рабовладение нашло свое развитие лишь с появлением варяжских дружин. Ранее военнопленные служили товаром и продавались другим народам, с момента появления больших городов их оставляли в княжеских владениях. Историки, формируя свои мнения, руководствовались трудами многочисленных авторов. К примеру, византийский полководец утверждал, что славяне очень свободолюбивы, а значит, при возникновении выбора между рабством и смертью - выберут смерть. О том, что развития рабовладения в древнерусском государстве не было, свидетельствует и отсутствие специальных рынков для торговли рабами.
В результате, вопрос о рабстве в древнерусском государстве не так прост, как кажется первоначально. Безусловно, рабовладельцы существовали, но забота о рабах и ограничение времени нахождения в рабстве позволяют рассуждать о минимальных масштабах распространения рабовладения. Популярность рабовладение стало набирать лишь после 12 века. Причиной тому явилось развитие экономических отношений и появление крупных городов.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Оставляйте ваши комментарии, обсуждайте статью, а такжеделитесь информацией в социальных сетях!