Найти тему
О Москве нескучно

Куда исчез самый большой пруд Москвы?

Оглавление

Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно", где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)

Красный пруд на восстановленной карте Москвы по данным на 1650 год. С сайта www.retromap.ru.
Красный пруд на восстановленной карте Москвы по данным на 1650 год. С сайта www.retromap.ru.

Этот пруд занимал площадь аж в 23 гектара. Это почти как Московский Кремль! Здесь находились лодочные станции и купальни. Но всё изменилось на рубеже 19-20 веков...Так где же был этот огромный пруд и почему его там больше нет? Сейчас расскажу!

Древний водоём 

О существовании Красного пруда известно с 1423 года. Тогда он назывался Великим и занимал площадь от современного Ярославского вокзала примерно до входа в станцию метро "Красносельская". Здесь же находилось одна из древнейших подмосковных деревень - Красное село. Оно получило название из-за очень живописной местности. 

Так могло выглядеть Красное село в 1840-х годах. Картина от неизвестного художника. Отсюда: https://commons.wikimedia.org
Так могло выглядеть Красное село в 1840-х годах. Картина от неизвестного художника. Отсюда: https://commons.wikimedia.org

Цари эти земли жаловали не очень. Предпочитая ездить в Коломенское, Измайлово и Преображенское. Все изменилось при Петре I. По его приказу в конце 17 века на месте современного Ленинградского вокзала построили Артиллерийский двор. А сам будущий император частенько посещал Красный пруд. Местные даже придумали легенду, согласно которой Петр I очень любил общаться у водоема с русалками...Но, конечно, это всё выдумки.

Начало конца...

Артиллерийский двор в 1812 году сгорел. Взорвались снаряды, которые находились внутри. Почему, установить так и не удалось...Ну, а позже, в 1849 (по некоторым данным, в 1851) практически на его месте построили Николаевский железнодорожный вокзал (ныне Ленинградский). Правда часть Каланчёвского поля перед Красным прудом пришлось забрать. Оно стало привокзальной площадью. Но это было только начало...

Красный пруд в 1887-1893 годах. С сайта www.pastvu.com.
Красный пруд в 1887-1893 годах. С сайта www.pastvu.com.

В 1862 году рядом с Николаевским появился ещё один вокзал - относительно небольшой (предшественник Ярославского). Уже тогда, чтобы построить здание, пришлось часть территории пруда позаимствовать. И с каждым годом строители засыпали всё большую акваторию водоема. Около вокзала появились багажное отделение, мастерская, водокачка и много чего ещё. 

Старое здание Ярославского вокзала, 1890-1901. С сайта www.pastvu.com.
Старое здание Ярославского вокзала, 1890-1901. С сайта www.pastvu.com.

Всё это негативно сказывалось на состоянии пруда. Если раньше в нем всегда купались, то к 1890 санитарный надзор это делать запретил. Даже стирать белье в водоеме было нельзя - настолько он был грязным. Спасало Красный пруд от уничтожения в те времена лишь то, что он был водохранилищем. Его использовали пожарные. Но в 1893, с появлением водопровода, пруд совсем потерял значение.

Борьба за территорию

В администрации Московско-Ярославской железной дороги настойчиво просили водоем засыпать и сдать участки в аренду. А то Красный пруд  такой грязный, летом комаров куча. Летают и пассажирам мешают. Конечно, из-за кого пруд стал таким грязным, тактично не вспоминали:)

Как уменьшился Красный пруд к началу 20 века. Карта 1900 года. С сайта www.retromap.ru.
Как уменьшился Красный пруд к началу 20 века. Карта 1900 года. С сайта www.retromap.ru.

Тем временем, часть водоема уже засыпали при расширении Краснопрудной улицы. Это было необходимо, потому что на прилегающей площади находились три вокзала. К ним требовался удобный проезд. 

После долгих раздумий городские власти решили, что нужно оставить пруд по размерам примерно такой, как сейчас Патриарший или Чистые и устроить сквер. А остальную территорию засыпать и сдавать в аренду. 

Пруда здесь больше нет

Согласовали смету к 1901 году. Расходы должны были составить 150 тыс. рублей. Если сначала часть бывшего пруда планировали превратить в сквер, то потом уже об этом и не вспоминали. Отдали всю землю в аренду. Работы длились целых 10 лет. Кстати, идея не окупилась. На сдаваемых территориях городской бюджет заработал меньше, чем потратил на весь этот проект.

Карта местности 1911 года. Красного пруда уже нет, зато есть склады. С сайта www.retromap.ru.
Карта местности 1911 года. Красного пруда уже нет, зато есть склады. С сайта www.retromap.ru.

Ну, а Красный пруд с 1911 года перестали указывать на картах Москвы. Вот так самый большой пруд города исчез совсем. Теперь на его месте улицы, жилые дома и разные постройки железной дороги и метрополитена...

На сегодня это все! Если вам было интересно, то не забудьте подписаться на мой блог! Спасибо, что прочитали:) 

Озера
0