Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно", где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)
Этот пруд занимал площадь аж в 23 гектара. Это почти как Московский Кремль! Здесь находились лодочные станции и купальни. Но всё изменилось на рубеже 19-20 веков...Так где же был этот огромный пруд и почему его там больше нет? Сейчас расскажу!
Древний водоём
О существовании Красного пруда известно с 1423 года. Тогда он назывался Великим и занимал площадь от современного Ярославского вокзала примерно до входа в станцию метро "Красносельская". Здесь же находилось одна из древнейших подмосковных деревень - Красное село. Оно получило название из-за очень живописной местности.
Цари эти земли жаловали не очень. Предпочитая ездить в Коломенское, Измайлово и Преображенское. Все изменилось при Петре I. По его приказу в конце 17 века на месте современного Ленинградского вокзала построили Артиллерийский двор. А сам будущий император частенько посещал Красный пруд. Местные даже придумали легенду, согласно которой Петр I очень любил общаться у водоема с русалками...Но, конечно, это всё выдумки.
Начало конца...
Артиллерийский двор в 1812 году сгорел. Взорвались снаряды, которые находились внутри. Почему, установить так и не удалось...Ну, а позже, в 1849 (по некоторым данным, в 1851) практически на его месте построили Николаевский железнодорожный вокзал (ныне Ленинградский). Правда часть Каланчёвского поля перед Красным прудом пришлось забрать. Оно стало привокзальной площадью. Но это было только начало...
В 1862 году рядом с Николаевским появился ещё один вокзал - относительно небольшой (предшественник Ярославского). Уже тогда, чтобы построить здание, пришлось часть территории пруда позаимствовать. И с каждым годом строители засыпали всё большую акваторию водоема. Около вокзала появились багажное отделение, мастерская, водокачка и много чего ещё.
Всё это негативно сказывалось на состоянии пруда. Если раньше в нем всегда купались, то к 1890 санитарный надзор это делать запретил. Даже стирать белье в водоеме было нельзя - настолько он был грязным. Спасало Красный пруд от уничтожения в те времена лишь то, что он был водохранилищем. Его использовали пожарные. Но в 1893, с появлением водопровода, пруд совсем потерял значение.
Борьба за территорию
В администрации Московско-Ярославской железной дороги настойчиво просили водоем засыпать и сдать участки в аренду. А то Красный пруд такой грязный, летом комаров куча. Летают и пассажирам мешают. Конечно, из-за кого пруд стал таким грязным, тактично не вспоминали:)
Тем временем, часть водоема уже засыпали при расширении Краснопрудной улицы. Это было необходимо, потому что на прилегающей площади находились три вокзала. К ним требовался удобный проезд.
После долгих раздумий городские власти решили, что нужно оставить пруд по размерам примерно такой, как сейчас Патриарший или Чистые и устроить сквер. А остальную территорию засыпать и сдавать в аренду.
Пруда здесь больше нет
Согласовали смету к 1901 году. Расходы должны были составить 150 тыс. рублей. Если сначала часть бывшего пруда планировали превратить в сквер, то потом уже об этом и не вспоминали. Отдали всю землю в аренду. Работы длились целых 10 лет. Кстати, идея не окупилась. На сдаваемых территориях городской бюджет заработал меньше, чем потратил на весь этот проект.
Ну, а Красный пруд с 1911 года перестали указывать на картах Москвы. Вот так самый большой пруд города исчез совсем. Теперь на его месте улицы, жилые дома и разные постройки железной дороги и метрополитена...
На сегодня это все! Если вам было интересно, то не забудьте подписаться на мой блог! Спасибо, что прочитали:)