Найти тему

Отрывок из книги А.В. Зимина «Выигрывать нужно вот так!..» часть 3. Ученики. Орзубек Назаров.

Справка: Алекса́ндр Васи́льевич Зими́н (5 июля 1948, Брянск) — советский и российский тренер по боксу, работавший со многими известными российскими боксёрами. Профессор кафедры теории и методики бокса НГУ имени П. Ф. Лесгафта. Заслуженный тренер России, Всемирным боксёрским советом дважды признавался тренером года. Его учениками в разные годы были такие боксеры профессионалы, как Арбачаков, Валуев, Поветкин...

Мои ученики.

«…не имеет смысла заниматься тем, что не сделает тебя чемпионом».

Когда обучаешь учеников, сам чему-то учишься. Я смотрю на боксера, изучаю его манеру боя. Я начинаю соображать, а что я могу ему дать? Как он должен вырасти? Что нужно сделать, чтобы он научился побеждать не в 3 любительских раундах, а в двенадцатираундовых профессиональных боях. Конечно, тут голова может расколоться от мыслей, но я искал подходы и ключи к каждому.

Вторым чемпионом мира стал Орзубек Назаров. Свое звание мы завоевали в ЮАР.

До Южной Африки лететь было далеко, поэтому мы сначала остановились в Австрии…

(Справка: Орзубек Пулетович Назаров (30 августа 1966, Кант, Киргизская ССР) — советский и киргизский боксер. Профессиональный боксер. Многократный чемпион СССР, Японии, Европы, Азии и Океании, мира. Государственный и общественный деятель КР. Заслуженный мастер спорта СССР (1991).

7-кратный чемпион Мира среди боксеров-профессионалов по версии WBA (всемирная боксерская ассоциация).

Победитель чемпионата СССР среди юниоров 1982—1984 гг.

Чемпион Европы среди юниоров 1984 г.

Чемпион СССР 1985—1988 гг.

Победитель Игр доброй воли 1986 г.

Чемпион Европы 1987 г.

5-кратный чемпион Японии среди профессионалов.

6-кратный чемпион Азии и Океании.

Заслуженный мастер спорта Кыргызстана № 1).

…Там тренировались, поскольку это один временной пояс с ЮАР. А еще, чтобы никто не видел наших тренировок. Шпионов много в профессиональном боксе.

И когда прилетели в ЮАР, про нас писали, что «вот приехал какой-то любитель. Да, советский боксер сильный, но, не профессионал. Короче, сделаем из него фарш. Такой соперник - подарок для нас».

Приехали мы к местному чемпиону. Там он был крайне популярен. В зале до боя уже были накрыты столы для банкета. Очередное празднование готовили.

До 4 раунда было тяжело. Но Орзубек по очкам выигрывал.

В 6 раунде я ему говорю: «Пора!»

И у него один нокдаун, второй нокдаун. А в восьмом раунде до конца соперника добил.

Но, когда мы сняли судейские записки, оказалось все раунды (если бы Орзубек не выиграл явно) отдавали сопернику. И засудили бы обязательно, потому что если они теряют чемпионство, они теряют деньги.

Для них это был такой удар: «Как так? Какой-то любитель из России, а наш выиграл у всех американцев в Америке… Настоящий чемпион мира…»

На этой траурной ноте банкеты у них не состоялась. Мы со своей делегацией отошли в сторонку, поужинали и ушли. А банкет так и остался нетронутым.

Мы же уже хотели сну готовиться. Но, после боя, сразу же, пришли люди с предложением от африканской стороны, провести «rematch».

Мы говорим: «Обращайтесь к нашим менеджерам»

Менеджеры подходят к Назарову, говорят: «Приедешь?»

А он: «Заплатите, приеду».

Это же профессиональный бокс. Как вы хотели, он рискует, может потерять титул. Договорились о цене.

То есть, первый раз в ЮАР Орзубек приехал «челленджером», а во вторую поездку, в ранге чемпиона. А этот местный, наоборот, в ранге претендента.

Газеты после первого боя написали: «Это было случайно. Наш его просто недооценил. Вот сейчас мы ему дадим. Сейчас мы его раскатаем».

Началось с того, что мы приехали, нас завозят в какую-то гостиницу, Вроде гостиница, как гостиница. Мы сели. Но, наши японские организаторы очень грамотные в этих вопросах посмотрели, оказывается, это не гостиница вовсе, а публичный дом. Нас хотели туда поселить, чтобы не давать спать. Там будут тебе звонить, предлагать различные услуги.

Сорвать подготовку хотят. Мы-то это сразу не поняли.

Но, наш менеджер говорит: «Всё, собираемся и уезжаем».

Вызвал местного организатора, говорит ему жестко: «Давай другую гостиницу!»

Поехали в нормальную. Но, они все тянули, тянули. Наконец нашли гостиницу на берегу океана. С большим забором металлическим.

Мы заходим, я сразу говорю: «Кончайте тянуть резину. Давайте, ложиться спать. В первую очередь нашего боксёра разместите и чтобы он в течении 15 минут лёг спать».

И только мы расселились и уснули, в гостинице объявляют тревогу. В ЮАР есть районы богатых и бедных. Они граничат друг с другом. Если ты в бедный район зашел, тебя и убить могут. Мы когда проезжали, нам эти районы показывали. Люди, которые нигде не живут. Прямо в канавах спят. Белье сушат на улице, что-то жарят прям тут же. Километра три таких трущоб.

И вот в гостинице объявляют тревогу тревога. Из-за того, что на отель идут люди, которые живут в этих трущобах. Срочная эвакуация. В два часа ночи. Встаём, собираем вещи и возвращаемся в город. Только в городе нас, наконец, разместили. Уснули мы в четыре утра.

Это такая тактика была отнять у нас силы. Тут же выясняется, что боксировать мы будем не в том зале, где боксировали до этого, а на открытом воздухе, в каком-то парке. Огромный парк, футбольный стадион. А мы ведь под открытым небом ещё не боксировали. И это же всё «нервяк», новые обстоятельства. Приезжаем туда, ищем раздевалку, какие-то коридоры. Наконец, нам открывают комнату. А там спертый воздух, дышать невозможно.

Орзубек говорит: «Я не могу здесь разогреваться».

Мы вышли на открытый воздух…

При этом у нас даже мысли не возникало, что что-то нам может помешать, что-то пойдет не так, и мы проиграем. Была уверенность, которую я всё время поддерживал.

Я у Орзубека спрашиваю: «Ты как?»

Он говорит: «Очень жарко. Искупаться бы».

Я говорю: «А почему нет искупаться? Конечно».

Взяли машину, приехали на берег океана. Он зашел и вышел.

«Ты освежись, не надо долго плавать».

Освежился. Перекусить захотел. Перекусили. Отдохнули. Утром встали. Там климат очень целебный. Реабилитация моментально проходит. Вроде легли поздно и встали рано, всё равно, проснулись выспавшиеся, заряженные. Воздух очень хороший.

Вот мы с Орзубеком выспались.

Я спрашиваю: «Орзубек, как?»

Он отвечает: «Всё нормально».

Приходит наш промоутер японский «Канахиро сан – «кайчо» («начальник», так положено было называть), говорит: «Сегодня такие ставки высокие!»

И у меня спрашивает (они меня звали «Зимин сан): «Зимин сан, как Назаров? Выиграет или не выиграет? Что вы скажете? А то я поставил».

А суммы там большие ставят.

Я говорю: «А мы зачем сюда приехали? Только выигрывать!»

Подходит местный организатор, спрашивает: «Как?»

«Да, всё нормально. Вот наш промоутер интересует нашим настроем, я говорю, что приехали выигрывать…»

А он говорит: «Серьезно, что ли?»

«А что несерьёзно, конечно, выиграем…»

А он известный рефери, при этом у него уже бизнес свой. Нас к себе пригласил. А там у него не дом, а дворец. С кинотеатром. Музей нам свой показал. Там у него оружие, пистолеты. Нажимает на кнопку, раз, панель выдвигается. Нажимает на другую, раз, аппаратура выходит. Мы такого в то время еще не видели. Богачи там страшные. Но, дело не в этом.

Мы, конечно, уверены, но, волнение перед боем есть. Опять кругом накрытые столы. Лежат поздравления на английском языке: «Поздравляем чемпиона! Мы верим, ты выиграешь rematch!»

Мы проходим, на нас смотрят, посмеиваются: «Нет, в этот раз всё будет по-настоящему. Это первый раз он вас недооценил, расслабился».

Идём готовиться к бою.

Я говорю: «Орзубек, ты боксируй уверенно. Начинай так, чтобы ни одного удара не пропустить первые четыре раунда. Вот такую тактику выбери».

Красивый бой начался. Орзубек по очкам всё выигрывал. Он левша. А там судьи сидят, и ходит человек, который после каждого раунда собирает мнение судей, а после четырех раундов объявляет предварительный результат.

Он к нам приходит и говорит: «Мимо… Вам не дают преимущество»

Пятый раунд проходит тяжеловато. Шестой раунд он его в нокдаун по печени, седьмой раунд нокдаун и восьмой раунд нокаут. Все обалдели. Выиграли. Всё. Подняли руку.

Но, опять смотрим, записки все против Орзубека.

И что вы думаете, мы вышли и тут эти столы (столов пятнадцать), все накрыли черной тряпкой.

Мы подходим к нашему промоутеру, он радостный, видимо денег выиграл. Пошли опять в сторонке встали вшестером, какие-то наши болельщики подошли, перекусили. И всё.

Вот так вот два раза мы в ЮАР съездили.

Третий раз Назаров поехал защищать звание к чемпиону, но уже Америки.

(собрано и отредактировано Кириллом П. Гопиусом)