Корреспондент ЕТВ на один день откосил от жизни в мегаполисе и уехал в поселок Арти, чтобы нарезать там отборной травы.
Свердловские Арти гордо именуют родиной русской косы. И не зря: местный завод работает с начала 19 века и сегодня обеспечивает косами всю страну и пол-Европы. Турнир косарей в поселке проводится с участием зарубежных гостей. В этот раз поделиться опытом и помахать инструментом приехали гости со всех уголков России, а также из Татарстана, Башкортостана, Армении,Белоруссии, Австрии и Франции. Увы, французы участвовать в турнире почему-то не захотели.
Почти 30 женщин и 40 с хвостиком мужчин — участников так много, что администрации Артей пришлось выделить под соревнования дополнительное поле.
Пока со сцены доносятся поздравительные речи, конкурсанты меряются косами.
Слова приветствия сказаны, и участники расходятся по дистанции. Через несколько минут начнется то, что в Артях именуют «рашн косинг» — еще неофициальный вид спорта с замашкой на Олимпиаду.
Пока покосы зреют, для любопытных фермеров и таких же, как я, дилетантов, в руках косу не державших, местные джедаи проводят мастер-классы.
Александр Васильевич рассказывает: косу надо подбирать в зависимости от пола и целей. Женщинам — «шестерки» (ширина металлической дуги — 60 мм), мужчинам — «восьмерки» (ширина, соответственно, 80 мм). А если трава густая, то берут косу меньшей дуги. В горах, где трава длинная, косить проще «десяткой».
«Коса-то из области не ушла! Но мы сейчас половину на экспорт поставляем: в Словакию, Германию, Польшу. Много кос уходит на Украину, — говорит Александр Арсентьев. — В хорошие времена, лет 20 назад, делали на заводе по 7,5 миллионов кос в год! А сейчас, конечно, меньше значительно: 700 тысяч. Но косы расходятся. И по всей России — до Дальнего Востока».
Как невидимый Валера с поля откосил
В бой идут мужики: им первым предстоит стометровка в поле, дополнительно выделенном администрацией Артей. «Ну и трава», — вздыхают участники, осматривая дистанцию. На некоторых дорожках заросли такие, что в них можно играть в прятки.
Старт дан. Десятки косарей одновременно взмахивают инструментом и рвутся в бой. «Серега, давай!» — подбадривают с одного конца поля. «Алаг, ты лучший!» — кричат с другого.
Сергей проходит свою дорожку за восемь минут. Бросает косу и судорожно вытирает пот, льющийся градом по лицу. «Тяжелая дорога», — признается участник.
«Давай, Валера! Выкоси их всех!» — громкий бас встрепенул зрителей. Кажется, что даже идущие по дистанции косари на миг остановились и посмотрели по сторонам. «Настало твое время, Валера!» — разносится бас над полем.
Через пару минут группа поддержки Валеры заметно подросла. «Валера! Валера!» — кричат какие-то женщины. «Валера, тебя окружают!» — подхватывают мужчины неподалеку. «Валера, ускорься, тут бабы ждут!» — подначивает толпу тот самый громкий бас.
Крики «Валера, настало твое время!» не утихают даже в зоне поддержки австрийца. За Валеру болеют уже все зрители и даже судьи. Возгласы поддержки улетают в поле, где еще несколько косарей расчищают путь к финишу.
«Валера молодец!» — слышу я за своей спиной тот самый бас. Оборачиваюсь, спрашиваю у зачинщика всего этого скандирования:
- А где Валера-то?
- А хрен его знает, — пробасил мне в ответ мужчина. — Где-то в интернете. Здесь его нет.
Как Роза Семеновна мужу траву подарила
Участие в турнире косарей женщин — как оказалось, дело привычное. Только если у мужчин в поле плечом к плечу вставали конкурсанты из Армении, Австрии и других стран, у женщин суровый крестьянский инструмент в руки берут только жительницы стран бывшего СССР. Независимо от возраста участниц судьи называют их девочками.
Требования к участницам такие же, как и у мужчин: скорость, качество выкошенной дорожки, бонусы за национальный костюм. Девочки проводят жеребьевку — сначала косят нечетные. Те, кому предстоит выйти первыми, с улыбками берут косы и следуют на этап.
«Моя бабушка уже в четвертый раз участвует, — с гордостью рассказывает Ангелина, пока ее родственница регистрируется перед покосом. — Раньше никогда не выигрывала, но проходила дистанцию уверенно».
В этом году семье Розы Семеновны даже пришлось уговаривать ее — женщина признается, что не хотела участвовать, потому что уже не тот возраст, да и сил не хватает. Ее супруг уже откосил и пришел первым, теперь Кабиевой ничего не остается — только взять косу и идти в бой.
Следом идет семья: Ангелина и Михаил подбадривают женщину, как могут. «Давай, руби с правой. Почти половину уже прошла, нормально идешь!» — кричит в спину конкурсантке заботливый супруг.
Роза Семеновна не сдается: наяривает косой так, что трава ложится и на соседних свободных дорожках. С первых шагов жительница Курков вырывается вперед.
- Как женщину-то зовут? — кричат собравшиеся зрители.
- Роза Семеновна моя! — с гордостью отвечает им супруг.
- Давай, Роза! Ты уже первая! — начинает скандировать толпа.
До финиша несколько шагов. Роза Семеновна идет первой, но на соседней дорожке ее догоняет другая участница. Без пяти взмахов косой победительницу ждут родственники и внезапно сформировавшийся фанклуб — зрители и журналисты, пораженные силой женщины.
«Давай, Роза! Ты у меня впереди всех», — переживает Михаил. Нервничает даже судья, то и дело глядя на секундомер: Роза Семеновна косит без остановки уже почти пять минут.
Пока победительница раздает интервью и принимает поздравления, вокруг нее бегает взволнованный и радостный супруг.
- А сколько лет Розе Семеновне? — спрашиваю я.
- 57, - улыбается Михаил. — А мне сегодня 59 исполнилось. Такой вот подарок.
В перерывах между соревнованиями гостей и участников развлекают музыкальные коллективы, рядом с косарями красуются казаки. Повсюду — палатки с лакомствами, поделками и полезностями — домашним мылом, лечебной косметикой, платками и национальным хендмейдом.
Турнир косарей собрал 70 участников и две тысячи зрителей. Организаторы рассказывают, что самому зрелому конкурсанту было 87 лет, это Михаил Иванов из Артей.
Накосившись от души, наевшись блинов и напившись травяного чая, участники разъехались по домам.