В правовую инспекцию труда ФПКК обратился работник КГБОУ «Красноярский аграрный техникум» с жалобой о незаконном увольнении.
Основанием для увольнения послужило Предписание Министерства образования Красноярского края, в котором в отношении работника предъявлено требование подтвердить квалификации по занимаемой должности мастера производственного обучения.
Действительно, работник был принят на работу без высшего педагогического и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Однако, получив от работодателя уведомление, повысил свою квалификацию и предоставил работодателю документы, подтверждающие наличие дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». При этом работодатель все равно расторг с ним трудовой договор из-за отсутствия необходимой квалификации для занятия должности.
Согласно ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требования, указанные в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
Как следует из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, к квалификации лица, занимающего должность мастера производственного обучения, предъявляются требования о наличии высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Конституционный суд РФ в своем постановлении от 14 ноября 2018 года отметил, что установленные статьей 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять поручаемую по определенной должности работу, и в том числе наличие профессионального образования. Следовательно, при введении в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.
Суд восстановил работника в прежней должности и отметил, что при отсутствии педагогического образования дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения и дополнительная профессиональная программа могут быть освоены после трудоустройства. На момент увольнения работник имел необходимую квалификацию для замещения должности мастера производственного обучения.
Также работнику была присуждена компенсация за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда в размере 5 тысяч рублей.
Юристы Федерации профсоюзов Красноярского края постоянно оказывают помощь членам профсоюзов, отстаивая их нарушенные права в судебном порядке – от подготовки исковых заявлений до защиты в судах.