Найти тему
4,1K подписчиков

Капоэйра: танец или единоборство?

149 прочитали

На самом деле капоэйра — не танец, не боевое искусство и даже не акробатика в чистом виде. Парадокс кроется ещё и в том, что боевой танец призван бороться с насилием.

«БСК» узнал у руководителя группы «Капоэйра-Ставрополь» Виктора Суслова и активного участника Кирилла Дорофеева, которого свои называют Passaro (в переводе с порт. — птица) чем же на самом деле является капоэйра и поможет ли она, например, в уличной драке?

Официально капоэйра зарегистрирована как национальное боевое искусство. Только вот сочетает она в себе сразу и бой, и танец, и акробатику, и игру. И всё это под ритмичную бразильскую музыку.

Существует два вида капоэйры: бесконтактная и полноконтактная. Первая — те самые танцы, в которые вплетены удары ногами и подсечки. Полноконтактная капоэйра — полноценный бой.

В Ставрополе развивается безопасный, бесконтактный вид. Игра начинается, когда соперники (не противники!) входят в роду — круг из других участников. Раздаётся ритмичный звук барабанов и танец начинается.

Всё-таки, капоэйра — это боевое искусство или танец?

Виктор: Капоэйра это, несомненно, боевое искусство. Но с ударением на слово «искусство». Обилие перемещений, размашистых ритмичных движений и акробатики, да ещё в сопровождении музыки, вызывают ощущение, что спортсмены танцуют. Поединок капоэйры — это игра, по сути, схожая с шахматами, где, как известно, «съедать» королей не принято. Так и капоэйрист не стремится закончить игру одним точным попаданием, а старается переиграть партнера, создать неудобную позицию, когда становится понятно, что вот сейчас мог быть тот самый нокаут.

Кирилл: Согласен, капоэйра является боевым искусством, где главным словом является искусство. Никакой боевой стиль, по сей день, не может являться одновременно таким смертоносным и дружелюбным, а вдобавок еще и таким прекрасным.

На самом деле капоэйра — не танец, не боевое искусство и даже не акробатика в чистом виде. Парадокс кроется ещё и в том, что боевой танец призван бороться с насилием.-2

Как капоэйра изменила вашу жизнь?

Кирилл: Капоэйра меняла мою жизнь несколько раз. В первый раз, когда я пришел и понял, что хочу этим заниматься как профессионал. Второй раз, после получения первого пояса, когда я осознал для себя, что нет пути назад. Капоэйра помогла мне справиться с тяжёлой травмой. Позволила заниматься любимым делом дальше, не замечая при этом пластины в голове.

Что такое рода простыми словами? С чем можно сравнить ощущения, получаемые в круге?

Кирилл: Простыми словами – это место, в котором случается капоэйра в чистом виде. Ощущения, как после бега с препятствиями, причем препятствия при этом довольно серьезные.

Как Вы можете описать главную философию этого искусства?

Виктор: Fazer amigos e o seu maior prazer или «Главная радость – заводить новых друзей». Мы живем в стрессовых условиях, когда вокруг предостаточно насилия всех форм, и капоэйра дарит нам возможность сражаться не друг с другом, а вместе против этого самого стресса.

Кирилл: У меня капоэйра ассоциируется со свободой. Она помогла мне в своё время избавиться от стеснительности, психологической зажатости и от страха двигаться вперед и пробовать что-то новое.

На самом деле капоэйра — не танец, не боевое искусство и даже не акробатика в чистом виде. Парадокс кроется ещё и в том, что боевой танец призван бороться с насилием.-3

Что в капоэйре важнее — отточенные движения или импровизация?

Виктор: Важнее — импровизация отточенными движениями. В освоении каждого элемента капоэйры мы проходим три этапа, которые можно назвать «Три «И»: изоляция, интеграция, импровизация. На первом этапе мы изучаем само движение, его базу, как двигается тело. Второе «И» — практика элемента в связке с другими. На этом этапе мы учимся начинать и заканчивать движение другим движением. На третьем этапе мы учимся играть с движением, в это время тело уже само знает, как ему двигаться, чтобы выполнить элемент максимально технично и эффективно. Это — самый интересный этап, на котором проявляются особенности персонального стиля капоэйриста.

Кирилл: Да, отточенные движения дополняют импровизацию спортсмена настолько, что со стороны она кажется заранее отрепетированной.

Со стороны кажется, что для капоэйры требуются сразу навыки танцора, бойца и акробата. Но и в этом капоэйра уникальна. Недостаток одних способностей, можно легко компенсировать другими навыками.

Не получается наносить точные удары? Возможно, вы отлично чувствуете ритм. Тогда ваша капоэйра будет больше напоминать танец. У бойца, соответственно, будет агрессивный стиль.

В капоэйре нет жёстких норм и ограничений. Главное — чувствовать своё тело и войти «в контакт» с противником.

На самом деле капоэйра — не танец, не боевое искусство и даже не акробатика в чистом виде. Парадокс кроется ещё и в том, что боевой танец призван бороться с насилием.-4

Кому легче освоить капоэйру – бойцу или танцору?

Виктор: Капоэйра в исполнении бойца и капоэйра танцора — это две разные капоэйры. Боец будет оттачивать боевой аспект, танцор — перемещения и floreios (в переводе с португальского — «украшения»), акробат — акробатику и так далее.

Кирилл: Как показывает практика, танцоры быстрее схватывают техническую сторону и способны неплохо контролировать себя в пространстве с партнером. Бойцам же лучше даётся понимание для чего сделано то или иное движение, и они лучше проводят «боевые атаки».

Может ли капоэйра помочь, например, в уличной драке?

Виктор: Любая форма физической активности, которая развивает силу, скорость и реакцию поможет в уличной драке. Когда-то, на заре своего развития, капоэйра сама была «уличной дракой».

Какие физические качества необходимы спортсмену?

Виктор: На занятиях мы работаем над всеми аспектами физического развития: сила, выносливость, гибкость. При этом, уверенно «играть» можно и не обладая хорошей физподготовкой.

Кирилл: Кроме того, развивается координация движений и в целом уровень владения телом. Выносливость и гибкость растут.

На самом деле капоэйра — не танец, не боевое искусство и даже не акробатика в чистом виде. Парадокс кроется ещё и в том, что боевой танец призван бороться с насилием.-5

Что самое сложное, на ваш взгляд, для новичка?

Виктор: Справиться с волнением на первой тренировке, поверить, что он способен научиться делать все эти удивительные штуки, которые делают остальные участники.

Кирилл: Тяжелее всего новичкам даются элементы техники, поскольку они обладают своей уникальной стилистикой и способом воспроизведения. Новичкам первое время очень сложно повторять движения за тренером.

Можно ли начинать заниматься капоэйрой в зрелом возрасте?

Кирилл: Даже не задумываясь. Она помогает поддерживать физическую форму постоянно. Любой возраст подходит для начала занятий.

Предположим, я хочу начать заниматься. К чему мне нужно морально подготовиться, какую одежду купить и потребуется ли какой-то спортивный инвентарь?

Кирилл: Из инвентаря вам понадобится хорошее настроение, удобная одежда и желание получать удовольствие от наблюдения за тем, на что, оказывается, способно ваше тело. Многие во время тренировок осознают: «Ого! А я, оказывается, так умею!».

Капоэйра — не просто спорт или искусство. Это — стиль жизни. Капоэйрист должен много путешествовать и постоянно совершенствовать тело и дух. Получается своеобразная философия.

Несмотря на то, что родину капоэйры от Ставрополя отделяют тысячи километров, искусство отлично прижилось. Возможно, виной тому тёплое южное солнце и длинное жаркое лето, как в Бразилии.

На самом деле капоэйра — не танец, не боевое искусство и даже не акробатика в чистом виде. Парадокс кроется ещё и в том, что боевой танец призван бороться с насилием.-6

Да, прохожие ещё косятся на спортсменов во время тренировок на открытом воздухе. Но и фанатов, и зрителей становится с каждым днём больше.

Часто ли путешествуют мастера, учителя и опытные спортсмены? Какие страны капоэйрист должен посетить обязательно?

Виктор: Невозможно развиваться в капоэйре, оставаясь закрытым для новых знакомств, игр и тренировок. Что касается стран, которые необходимо посетить, номером первым в моем личном списке идёт, как ни удивительно, Россия. В особенности это нужно тем, кто преподает или собирается преподавать капоэйру. Это связано с тем, что сейчас у нас, в Российском Центре Капоэйры, работают одни из лучших мировых преподавателей: Mestre Cueca и Mestre Tarusso. В Россию приезжают учиться опытные капоэйристы из Бразилии, а это серьезный «знак качества».

Конечно, каждый капоэйрист должен постараться посетить Бразилию, просто чтобы лучше понимать, что же такое капоэйра. Там, на родине этого искусства, лучше удается проникнуться «духом» капоэйры, понять и почувствовать всю историю искусства на себе.

Посещали ли ставропольские спортсмены крупные российские и международные фестивали?

Виктор: Благодаря усилиям Российского Центра Капоэйры для этого даже необязательно выезжать из России. В частности, один из четырёх крупнейших мировых фестивалей проходит ежегодно в Москве, два последних года его обязательными участниками становились наши ученики. Как я уже говорил, в капоэйре невозможно сидеть дома, никуда не ездить, и развиваться.

Когда вы поняли, что Ставрополь нуждается в создании пространства для капоэйристов?

Виктор: В 2015 году наш тренер был вынужден уехать из города, и оставил группу на меня. Тогда же у нас сформировалась команда единомышленников, горевших желанием превратить Ставрополь в город с мощным сообществом капоэйристов. Так и возникла идея создать группу Капоэйра-Ставрополь, тогда же мы взяли курс на интеграцию с Российским Центром Капоэйры, который завершился в прошлом году присоединением к крупнейшему сообществу капоэйры за пределами Бразилии.

Какие перспективы развития движения в Ставрополе? С какими трудностями приходится сталкиваться? Чего не хватает?

Виктор: Если говорить о перспективах развития капоэйры как спорта, то самые радужные. Главным препятствием в развитии капоэйры в Ставрополе я бы назвал слабую информированность жителей города. Мы проделали огромную работу в этом направлении, и уже нечасто в ответ на слово «Капоэйра» слышим «Что?!». Но всё ещё слышим, и собираемся это исправить.

Кирилл: В Ставрополе есть всё для развития капоэйриста. Даже не знаю, чего здесь может не хватать.

Типичный ставропольский капоэйрист, какой он, на ваш взгляд?

Виктор: Типичный капоэйрист — это очень нетипичный человек. Главная черта, которая объединяет всех капоэйристов, с кем я знаком — позитивное отношение к жизни и уважение к другим. Ставропольское сообщество капоэйристов очень сплоченное, внутри группы у нас установились почти семейные отношения.

Кирилл: Для меня это — высокий человек плотного телосложения, носящий белую одежду и имеющий небольшую лысину на макушке, которая появилась вследствие вращения на голове.

Текст - Ирина Крымская, фото - архив группы «Капоэйра Ставрополь»