Найти тему
Triada Daily

У доллара только два пути: девальвация или конфискация

Почему огромный долг США перестали быть проблемой для американской политической элиты?

На недавних слушаниях в финансовом комитете Конгресса США министр финансов Стивен Мнучин не смог точно сказать, каков размер государственного долга страны. То есть он знал, что долг больше 20 трлн и меньше 25 трлн, но более-менее точную цифру назвать не сумел. Для справки: на сегодня долг федерального правительства США превысил 22 трлн долларов и растет примерно на 1 трлн в год.

Такое равнодушие министра финансов США к размеру внешнего долга вполне объяснимо – это в Вашингтоне не считается значимой проблемой. Так было не всегда – начиная с 90-х годов прошлого века, когда долг начал расти, этот вопрос был ключевым и каждый кандидат в президенты предлагал свое решение проблемы.

Рост внешнего долга заложен в саму процедуру принятия федерального бюджета США. Эта процедура очень сильно отличается от того, как бюджет принимается, например, в России.

У нас министерства и ведомства готовят свои предложения по бюджету, министерство финансов готовит заключение, исходя из ожидаемых доходов, расходы «утрамбовываются», парламент голосует, президент подписывает. Избыток доходов отправляется в резервный фонд, дефицит покрывается из резервного фонда.

В Соединенных Штатах единого федерального бюджета нет – есть несколько бюджетных документов, которые направляются в конгресс президентом в течение года. В эти документы включаются как текущие расходы на содержание правительства, армии и госслужащих так и расходы на проекты, обещанные президентом избирателям. Например, в этом году Трамп требовал выделить 8 млрд на строительство стены на границе с Мексикой.

Если конгресс не соглашается с предложенными расходами, президент может либо пойти на компромисс, либо остановить работу правительства, что случалось неоднократно за последние несколько лет. В любом случае, сравнения с доходами не происходит, дефицит составляет 25%-30% и покрывается за счет заимствований.

Возникает вопрос: почему такая богатая страна, как США, не может профинансировать свой бюджет? Ведь ВВП растет – в 2018 году вырос почти на 4%. Ответ в структуре доходов бюджета – примерно половину доходов обеспечивают своими налогами физические лица. И именно доходы домохозяйств перестали расти как раз с 90-х годов, и больше всего пострадал средний класс.

Благодаря многочисленным исключения в налоговом кодексе США, американские корпорации сохраняет комфортную для себя долю в налогах около 10%. Они же содержат армию налоговых консультантов и лоббистов, чтобы не допустить роста корпоративных налогов.

-2

Поэтому и оплачивают дефицит бюджета США не американцы, а китайцы, норвежцы, немцы и, до недавнего времени, русские.

Возвращаемся к вопросу, заданному в начале статьи: почему растущий долг в Вашингтоне никто не считает проблемой? Ответ прост: потому что с точки зрения монетарной экономики, государственной долг в валюте этого государства и не является проблемой до тех пор, пока государство может его обслуживать.

Другое дело, что обслуживать американский долг тоже скоро может стать сложно – объем процентных выплат по долгу через пару лет достигнет суммы в 1 трлн долларов в год. И вот тогда, как говорит та же монетарная экономика, надо будет просто увеличить инфляцию на 2-3 процента в год, то есть запустить процесс девальвации доллара.

Если же возникнет риск гиперинфляции, то есть и альтернативный инструменты. В частности, возможна конфискация путем отмены хождения наличного доллара. До 80% всех напечатанных долларов обращаются за пределами Соединенных Штатов. Переход страны на какие-нибудь электронные «Е-доллары» будет означать ослабление давления долгового бремени на экономику США.

В общем, имея в запасе такие инструменты, американская элита не считает рост долга федерального правительства большой проблемой. Считают ли это проблемой те, кто покупает эти долги, покажет только время.

И последнее, долг федерального правительства США это лишь вершина айсберга. Есть еще долги штатов, графств, домохозяйств и компаний. Например, совокупный объем так называемых «студенческих займов» составляет 1,5 трлн долларов и продолжает расти.

-3