Свершилось. В правительстве Хакасии перестали замалчивать проблемы. Обсуждение проекта стратегии социально-экономического развития Хакасии до 2030 года сопровождалось вопросами «дотянем ли», «на какие средства содержать», «кто ответит за проваленную предыдущую стратегию». Они были заданы публично, на камеры, в присутствии главы Хакасии, всего республиканского кабмина, нескольких руководителей парламентских комитетов и пр.
Особое внимание было уделено развитию угольной промышленности - налоговому беспорядку и проблемах транспортной инфраструктуры. Что отметил присутствовавший на заседании корреспондент 19rus.info, многие участники координационного совета были, наконец, свободны в выражении мыслей.
Стратегия-2030: в правительстве Хакасии жестко поговорили об угле
Председатель комитета по бюджету и налоговой политике Верховного Совета Хакасии Олег Иванов поинтересовался:
«Какую работу проводит Минтранс с Аршановским разрезом, который вывозит 3 млн тонн угля по дороге мимо Белого Яра? Очевидно, что не соблюдается весовой контроль. Хозяйствующий субъект по республиканской дороге вывозит уголь.
Для информации - два разреза рядом. Добывают по 3 миллиона тонн угля. Майрыхский разрез - 1,2 миллиарда налога на прибыль платит, Аршановский и двухсот миллионов не платит, но вывозит продукцию по республиканским дорогам. Этот вопрос стоит годами, и его никто не поднимает. Республика за свои деньги восстанавливает разбитые хозяйствующими субъектами дороги. Конкретный вопрос, хочу услышать ответ».
Министр транспорта Иван Тиронов пояснил (дословно):
«В Минтрансе проводится работа по анализу воздействия тяжеловесного транспорта на дороги республики для выработки кардинальных мероприятий по компенсации ущерба. Те перечисления, которые, как достигнуто соглашением, отчислять в дорожный фонд угледобывающими компаниями, ничтожны по сравнению с ущербом, который имеем».
Такой ответ спровоцировал занятный, но содержательный диалог с министром финансов Хакасии Ириной Войновой:
- Не поняла, вы говорите, взносы небольшие, а куда они их вносят? В дорожный фонд, вы говорите, угольщики вносят. В бюджет они не поступают.
- Есть документ о финансировании, в том числе и в рамках национального проекта, 90 млн до 2024 года… - начал Тиронов.
- Подождите, это не угольщиков деньги в рамках национальных проектов, - тут же перебила его Войнова. - Вы сказали «угольщики за вред вносят деньги по соглашению, но это мало», а я спрашиваю, куда они вносят?
- На ремонт дорог…
- Я вам скажу - никуда они не вносят.
В спор пришлось вмешаться главе региона Валентину Коновалову. Заступившись за министра финансов, он предположил, что тот имел ввиду выполнение социальных обязательств.
«Так это не на дороги, - настаивала Ирина Войнова. - Поэтому вы, Иван Владимирович, об этом лучше больше не говорите, а то кто-то другой спросит, куда они носят».
Глава Хакасии, в свою очередь, поручил выстроить эффективную систему весового контроля.