Сергей ЛАПОЧКИН-старший: «Те дети, которых когда-то судил в чемпионате Ленинграда, теперь играют за ветеранов, а я по-прежнему на поле со свистком!»
Сергей ЛАПОЧКИН-младший: «В три года мама привела меня на футбол - посмотреть на папу. Столько новых слов от него услышал!»
Как же отнюдь не идеальный в общественном восприятии российский футбол сам себя добавочно высекает от того, что нашим арбитрам хоть и не запрещено, но, скажем так, «настоятельно не рекомендовано» общаться с журналистами! Ведь невероятно интересно увидеть любимую миллионами Большую игру не с трибуны или телеэкрана, как обычно, - а именно изнутри. С самого футбольного поля, да еще взглядом человека, от ответственности, остроты зрения и уровня физической подготовки которого в этой Игре зависит так много. А если у рефери еще и отменный словарный запас, помноженный на чувство юмора - успех такой беседы обеспечен!
Мне повезло вдвойне: таких собеседников у корреспондента «Спорт уик-энда» оказалось аж двое. Отец и сын Лапочкины. Тезки. Старший, Сергей Константинович, отсудил 95 матчей в нашем высшем футбольном дивизионе и ныне успешно инспектирует матчи РПЛ. Младший, Сергей Сергеевич, в свои всего лишь 37 лет давно обогнал отца по числу матчей на высшем уровне и остается одним из ведущих арбитров России. Оба в нашем футболе - на самом виду, и понятно, что в официальных протоколах матчей и других документах нередко можно было встретить такие вот уникальные записи - «Сергей К. Лапочкин, Санкт-Петербург» и «Сергей С. Лапочкин, Санкт-Петербург». Поэтому первый вопрос старшему Лапочкину напрашивался сам собой!
Боевое детство на Малой Охте
- Сергей Константинович, нижайший вам поклон от всех представителей прессы! Когда мы брали в руки протокол футбольного матча с вашим участием и видели там «Сергей К. Лапочкин», так и хотелось добавить - «эсквайр»! Почему вы решили назвать сына собственным именем?
Лапочкин-старший: - За «эсквайра» благодарю, повеселили. А что касается сына, тут просто - в нашем семействе весной 1981 года ждали дочку. В этом все были абсолютно убеждены. Поэтому обсуждались варианты с будущей «Леной», «Олей» и так далее. Я ни во что не вмешивался, но маленькую «форточку» решил все же оставить. Сказал жене: «Если вдруг ты родишь мальчика, назовем его Сергеем, хорошо?» Всеобщая уверенность в девочке была настолько велика, что со мной согласились - и тут же об этом забыли. Но я-то не забыл! Поэтому, когда родился Сережа - всему «семейному совету» возразить мне было абсолютно нечего.
- Вы ведь тогда были действующим вратарем, и даже довольно долго чередовали матчи - то со свистком во рту, то с перчатками на руках!
- Где-то лет пять-шесть совмещал эти две футбольные роли. А вообще в футболе с самого детства, которое прошло на Малой Охте.
- О! Боевой район, насколько я знаю...
- Еще какой боевой! Увлекательный бой форматом 400 на 400 человек где-нибудь на уютном пустыре вдоль железной дороги в рамках матча «Малая Охта» - «Веселый Поселок» был обычным делом! Записываться в футболисты тоже большой компанией пошли, прямо с улицы. Я был тогда маленького роста, но почему-то меня на стадионе «Северный Пресс» определили во вратари. Да я и не возражал. Понравилось. И постепенно стало получаться. В какой-то момент находился «под дублем» в «Зените», потом была возможность с ленинградским «Динамо», позже съездил на тренировочный сбор в Винницу - но в профессиональный футбол в итоге как вратарь так и не попал. Зато стал чемпионом Ленинграда и обладателем Кубка города в составе «Светланы».
Мама сразу увела с футбола
Лапочкин-младший: - Как раз тот финальный матч на Кубок города с участием отца в воротах стал моим первым футболом в жизни, который я увидел своими глазами. Мне тогда лет пять, наверное, было...
Лапочкин-старший: - Нет, тебе было только три с половиной - тот финал мы в 84-м году выиграли.
Лапочкин-младший: - Может быть. Не это главное в той истории. А важно то, что мама впервые привела меня за ручку на большой и красивый стадион имени Ленина, в центре города. Привела, чтобы я посмотрел на такого эффектного папу в воротах. И тут начинается матч - и папа начинает громко руководить своими защитниками, а еще время от времени разговаривает с судьей. А я ведь не только жадно смотрел, но и жадно слушал. Скажу вам честно: за те считанные минуты первого тайма, что я находился на трибуне, узнал от папы столько новых и интересных слов!
- А почему - «за считанные минуты»?
- Так меня же мама немедленно домой увела! Но тот краткий курс футбольной педагогики от папы я запомнил на всю жизнь! (мы смеемся все втроем).
В чем виноват Андрей Аршавин
- В тот момент трехлетнему Сереже вряд ли захотелось стать - «когда вырасту!» - футбольным судьей?
- Вы правы. Эта мечта появилась позже. В школьные годы. Когда стало понятно, что классного вратаря из меня, наверное, не получится. Был в нашей команде «Смена»-1981 такой нападающий - Андрюша Аршавин. Он уже в семилетнем возрасте из нас, вратарей, таких Петрушек делал! Такие вещи с мячом вытворял, что у всей команды невеселые мысли появлялись: «А зачем мы вообще сюда, в «Смену», пришли - и что, собственно, здесь делаем?!» Из той первоначального состава «Смены» 81‑го года рождения, кроме Андрея, так никто в мастерах и не заиграл.
- И в футбольные судьи школьник Сергей Сергеевич Лапочкин решил попробоваться...
- ... в 14 лет. Причем отец, к тому времени уже известный судья, в свою группу подготовки юных арбитров меня не взял! Пришлось пробиваться в футбол через другую группу (смеется).
В Грозном арбитров водили через тоннель, но его затопило…
- Что ж родному сыну в отцовской поддержке отказали, Сергей Константинович?
Лапочкин-старший: - Да потому что я знал, что это за хлеб! И с чем, извините, иногда приходилось его есть. Это же судейское поколение (кивает на сына. - Прим. А.К.) не застало знаменитую «южную» девятую зону второй лиги чемпионата СССР. Им этого и не объяснить. Или вспомнить ту же «Гурию» из Ланчхути - это уже первая лига, там другие «расклады». Самый памятный мой матч из тех веселых лет - это, конечно, грозненское дерби. Судить матч двух городских команд, «Эрзу» и «Терека», почему-то аж из Ленинграда прислали меня. И состоялся этот матч буквально за месяц ... до начала войны. На старом стадионе в Грозном путь в судейскую комнату был так «непрост», что его проложили через специальный тоннель - из него арбитры поднимались прямо в судейскую. А тогда тоннель затопило водой, пришлось идти прямо по трибуне, через болельщиков. Перед игрой подходит ко мне местный министр внутренних дел, генерал: «Слушай, дорогой, только об одном тебя прошу, сильно прошу - ты не ошибайся ни туда, ни сюда!!!» Я не ошибся. Да и обе команды, спасибо им, мне помогли. Местные игроки просто сыграли в футбол, чистый и честный. 1:1 закончили. И я понял, что домой уехать точно смогу. Много чего можно вспомнить из футбола лихих девяностых... Сергей всего этого на поле не застал, и слава богу.
Вместе работали только дважды
- Чемпионат города среди детских команд он начал судить как раз в середине девяностых...
Лапочкин-младший: - Да, впервые взял флажок в руки и стал лайнсменом, арбитром на линии, еще старшеклассником. Но тут возникла большая проблема. В группе-то я подготовился (причем немалую часть подготовки занимали просто интересные судейские байки от Сергея Германчука) и успешно сдал экзамены, но ни один главный судья не хотел меня, фактически мальчишку, брать в свою бригаду. И нашелся только один хороший человек и неплохой арбитр, кто рискнул на первых порах меня взять помощником. Вот он (кивает на отца).
- Но позже, в профессиональном футболе, вам в одной бригаде довелось поработать совсем немного?
- Только дважды за пять лет - и оба раза во втором дивизионе. Причем во второй, кажется, из этих игр отец почему-то решил, что я ничего не понимаю в определении положения «вне игры» - и сам, в поле, начал определять и свистеть офсайды!
О пенальти, ассистентах и… Сёмине
- Кстати, о положении «вне игры» - или назначении 11-метровых. У любого футбольного судьи найдется в запасе классная история на данную тему!
Лапочкин-старший: - Это точно. Был у меня веселый случай в Самаре, где «Крылья» принимали «Локомотив». В сложной игровой ситуации увидел гостевой фол в штрафной, указываю на «точку». И вдруг бежит ко мне помощник, Новокшонов из Ижевска: «Сереж, там не было пенальти!» Вот ситуация! Весело так улыбаюсь и говорю ему сквозь зубы: «Мишенька, ну-ка быстренько займи свое место обратно!» И тут еще Сёмин через все поле бежит - а он-то что мог разглядеть черт-те откуда?! Говорю ему в сердцах: «Юрий Палыч, а ты-то что здесь делаешь?!» А Палыч в ответ: «Я тебе помогаю! Успокаиваю игроков!»
Лапочкин-младший: - У меня об одной из игр в Самаре, на местном «Металлурге», тоже воспоминания на всю жизнь. Но другого рода. Это 2011 год, «Крылья» в чемпионате принимали «Спартак». Почему-то московские фанаты на трибуне оказались рядом с местными болельщиками. И еще была какая-то промоакция перед матчем, кажется, с бутылками «Фанты». В общем, стали эти бутылки летать туда-сюда, а закончилось всё тем, что болельщики разных команд стали жечь друг друга. В прямом смысле слова. Всё заполыхало! Пришлось останавливать матч.
Девиз: «Обойди родного папу!»
- Да уж! Сергей Сергеевич, давай лучше о самом памятном приятном матче в твоей действующей судейской карьере.
- Это был и приятный, и принципиальный момент для меня. Папа провел 95 матчей главным арбитром в высшем дивизионе. И я, когда сумел добраться до РФПЛ, поставил себе задачу - отсудить минимум 96 игр. По понятным причинам (улыбается).
- Та самая 96-я игра под девизом «Обойди родного папу!» где состоялась?
- В Казани. Тоже память на всю жизнь. «Рубин» - «Томь». Ужаснейшее поле, просто «убитое»! И еще - тренер томичей Петраков. В жизни у нас с ним хорошие отношения, но в ходе игры Валерия Юрьича - как и многих других тренеров - просто «замыкает». Тем более что хозяева выиграли - 1:0. Так что неординарный день получился. Юбилейный, сотый матч выпал на домашнюю игру «Локомотива» - в ней уже Юрий Палыч солировал. Интереснейший дядька - во всех смыслах этих слов (улыбается).
- С кем сложнее общаться в игре - с отечественными тренерами или иностранцами?
- Всё индивидуально. С Сёминым много всякого-разного было и у отца, и у меня. Со Слуцким общение по интересной амплитуде - от очень плохого до очень хорошего... Из иностранных специалистов особняком в первую очередь смотрелся Петреску. Со стороны - ну просто оголенный комок нервов! Потом присмотришься внимательнее - и театральный эффект где-то виден, игра на публику и даже на собственную команду, чтобы сильнее завести игроков. Мы-то северные люди, к таким ярким эмоциям, в том числе и в футболе, не привыкли. Кстати, приходилось не только Петреску со скамейки запасных выдворять, но и Божовича...
Кураньи в шоке по-русски заговорил
- Вы - автор удивительного достижения: в матче «Динамо» - «Кубань» полузащитник гостей Давид Цораев вышел на замену, что-то вам сказал и... получил красную карточку, пробыв на поле секунд 15!
- Рассказываю. Цораев вышел на замену, когда на другой бровке готовились вводить мяч в игру из аута. Пробегая мимо меня в том направлении, он вдруг выдал такой нецензурный монолог, что я на мгновение даже дар речи потерял от неожиданности. Подумал даже: «Может, он не мне?». Но тут, видно в шоке, заговорил на чистом русском языке Кевин Кураньи: «Ты слышал, что он тебе сказал?!». И Воронин спросил то же самое. Пришлось Цораева сразу удалять с поля. А я ведь в той игре и Хубулова чуть раньше с поля удалил - он очень жестко атаковал прямой ногой Игоря Денисова... И вот после двух удалений бежит ко мне на поле мой хороший знакомый Алан Касаев: «Слушай, у тебя сегодня какие-то проблемы с осетинскими футболистами. Ты только меня не удаляй, пожалуйста!».
Трудные люди: не Вернблум, а Титов и Иванов
- Впечатляющая история! А с кем из футболистов вообще было труднее всего на поле?
- С Олегом Ивановым. Как матч с участием грозненской команды, так знай: за Ивановым глаз да глаз нужен. Сейчас-то он поопытнее стал, а раньше все что угодно мог на поле сделать. И постоянно недоволен действиями судьи...
Лапочкин-старший: - Точно таким же был Титов в «Спартаке». Ходит по полю и бухтит, ходит и бухтит. И в тот момент, когда никто другой этого не слышит. Просто мозг выносил! Сколько раз хотелось развернуться и... Кирьяков, Семшов - с этих ребят тоже глаз нельзя было спускать в игре! Влад Радимов на поле был абсолютно «безбашенным», никакие слова до него не доходили. А матч завершится, и всё - нормальный человек. Но так у многих было, игра, эмоции захлестывают...
- Я, честно говоря, думал, что Лапочкин-младший первым делом назовет шведа Вернблума из ЦСКА...
- А с этим шведом никто из них (кивает на сына) вообще так и не справился! Не смогли его на место поставить.
Лапочкин-младший: - Вернблума в России только Александр Егоров с поля удалял. Не знаю, мне с этим шведом в игре было совсем просто. Да, он часто играл грубо, часто апеллировал к судьям, но делал это открыто, а не исподтишка. Мне проще общаться с такими людьми, они лучше, чем «тихушники».
Лапочкин-старший: - А вот кто всегда помогал судьям на поле, так это Костя Зырянов. В том числе и поэтому мне было комфортно работать на матчах «Торпедо». Я и старый автозаводский стадион в Москве любил, уютно там как-то было. В Минске на футболе всегда царила особая человеческая атмосфера... А недавно инспектировал матч «Краснодар» - «Ростов», тоже очень понравилась обстановка на трибунах, никакой злобы, агрессии. А уж сам стадион - сказка! Прошелся по восстановительному центру и просто обалдел: изумительная криосауна, четыре здоровые ванны, а в каждой - по 300 кило льда...
От минус 20 до плюс 46
- Кстати, насчет льда. Пожалуйста, расскажите оба про самый экстремальный матч в карьере в смысле погодных условий.
- Нижнекамск, кубковый матч местного «Нефтехимика» со «Спартаком». Накануне и в Питере, и в Москве всего минус 1. Форму взяли стандартную - трусы и майку. Прилетаем на игру, снег и мороз. Минус 20! И это первого ноября!! Хорошо, что экипировали нас хозяева матча, шаровары, перчатки, шапку - всё выдали. Так Женька Шушпанов из нашей бригады умудрился в минус 20 «заснуть» на бровке - и прозевал явное положение «вне игры», после которого забили гол!
Лапочкин-младший: - Я про обратный пример расскажу. В Албании довелось матч сборных U-21 обслуживать при температуре плюс 46! Год назад в той же стране работал - игру назначили днем, тоже в пекло. «На стадионе света нет», говорят. А тут приезжаем - четыре мачты над полем. Думаю, ура - в этот раз отскочили, вечером сыграют. А матч опять днем! В плюс 46! Объяснили: «У нас электричество очень дорогое!»
О здоровье и тестах Купера
- Лапочкин-отец, отсудив свое в высшей лиге и отработав учителем физкультуры 30(!) лет в 155-й петербургской школе - теперь инспектирует футбольные матчи. Лапочкин-младший продолжает успешно судить в РПЛ. Стало быть, вас наконец-то перестали путать друг с другом?
- Не до конца. Недавно вот прислали СМС: «Спасибо, вы прекрасно отсудили накануне наш матч». А я в Праге! Оказалось, это отец опять кого-то в Петербурге судил...
- Я с год назад был на таком матче чемпионата города. Лапочкин-старший 11 карточек показал и двух с поля удалил...
Лапочкин-старший: - Так если люди хотят от души косточки размять друг другу, то и ради бога! На самом деле смешно: я этих ребят когда-то в детском чемпионате города судил, а теперь они уже за ветеранов бегают. И я с ними рядом на поле бегаю, только со свистком. Давно в пенсионерах по выслуге лет, но пока старой закалки хватает. В свое время на сборах сдавали тест Купера: нормой считались 2800 метров, но на трибуне в зрителях старая судейская гвардия - москвичи Алимов, Лукьянов, наш питерский Анатолий Иваныч Иванов. Так они, на нас молодых, в шутку ставки делали! И приговаривали: «Если 3200 не пробежишь, судить не будешь». Сейчас вот новую цель себе поставил: попробую в 60 лет сдать современные судейские тест-нормативы. Тяжеловато будет! Но готовлюсь потихоньку...
Лапочкин-младший: - Ну-ну, готовься, папа, готовься. На самом деле твой сегодняшний футбольный удел - очки и телевизор!
P.S. И мы опять смеемся все вместе. Три часа в общении с Лапочкиными пролетели словно 5 минут...
Александр КУЗЬМИН.