Найти тему

Обзор книги "Тайные виды на гору Фудзи"

Пелевин - явление грамотно раскрученное. Человек, который крайне редко появляется на публике, ведет образ жизни затворника и относительно нечасто дает интервью. Отчасти, этот образ создан в процессе рекламной кампании, предшествующей становлению автора. Отчасти, - личных качеств автора. Сегодня рассмотрим последнюю, на этот момент, работу автора.

«Тайные виды на гору Фудзи» представляет собой продолжение основных идей Пелевина и приводит читателя в те же дебри дикой смеси веществ и буддизма. Но встречаются и отличия. Здесь, в этом романе, речь идет о наиболее заметных атрибутах современности. Автор активно пытается зацепиться за уже уходящий поезд мейнстрима и, отчасти, выехать так же на теме феминизма.

С одной стороны, стиль остался прежним, здесь так же можно отыскать рассуждения о высоком. Другой вопрос в том, как это подается. Вот с этим, по моему мнению, начинаются проблемы. Если книга открывается, как практически философское размышление о смысле человеческой жизни, о ее ценности и том, что гармония есть высшее благо и деньги не позволят его достичь, то вторая часть…Скатывается в дикий сюрреализм, который уже нельзя назвать сознательным выбором. И который здесь просто не работает, персонажам не получается сопереживать, по причине того, что образы их являются карикатурно-плоскими, лишенными своей притягательности. В этом плане, книгу можно назвать набором штампов и, пожалуй, попыткой выехать на современных тенденциях. Здесь нужно остановиться: автор такого типа зачастую ОБЯЗАН чувствовать веяния эпохи и да, должен обыгрывать это, чтобы о нем говорили. Чтобы это было своевременно. Вот только если оторвать книгу от времени, забросив ее в прошлое или же, наоборот, подальше во времени, мы придём к выводу – ее прочтение не имеет смысла. В этом плане ее можно приравнять к кричащим заголовкам газет. Один большой жирный кликбейт.

Поговорим о важной составляющей творчества Пелевина – идеи. Если вспоминать предыдущие работы, то можно найти с ними много общего. Это и стремление сбросить оковы бренного мира, обрести гармонию и найти ОТВЕТЫ. Вот только, если тебя начинаю кормить изо дня в день одним и тем же, волей-неволей возникает рвотный рефлекс. Так и здесь, после очередного разжёвывания вечных истин, под соусом веществ и описания жизни олигархов, сознательно упрощенной до такого состояния, чтобы это стало лишь мазком на общей картине, а не полным полотном, представляющим это во всей широте. Таким же образом были проработаны женские персонажи. Их поведение наиграно и карикатурно. Кто-то скажет, что во многом они соответствуют некоторым отдельным представителям рода человеческого. Да, все верно. Но, помимо образа должна быть мотивация. Здесь она таинственна и загадочна, как и само творчество. Отдельно стоит отменить сознательную гиперболизацию проблемы, желание подыграть ей и на ее загривке выехать вперед.

Но были и некоторые моменты, что понравились. Поступок олигарха в колхозе вызвал вполне себе нездоровый смех. Персонаж представителя силиконовой долины так же достаточно неплох. Вот только концовка его загубила. Сомнительно, что он поступал бы так.

Я помню старого Пелевина, что мог словом своим приковать внимание и фактически перематывать время вперед, его книги увлекали и несли, хоть и опосредованно, идею о том, что на богатстве далеко не уедешь, что главное – гармония с самим собой и этим миром. Сейчас же, во многом, он из человека, который проходился подошвой своих слов и неопадающих листьев книг по всеобщей капитализации, в один из ее атрибутов, его имя – продукт, некая товарная марка. Вполне возможно, что скоропортящийся. Этому есть вполне себе доказательство – в «Буквоеде» книга занимала первое место в топе, незадолго после выхода, а через некоторое время полностью исчезла с чартовой витрины.

P.S. Не ставлю крест на дальнейших произведениях автора. Некоторые из ранних работ пришлись мне по вкусу.