Идея: сделать автомобиль доступным для всех. Проблема: национал-социалисты осознали популярность идеи и прибрали ее к рукам. Результат: 26 мая 1938 года Адольф Гитлер заложил первый камень в фундамент современного автомобильного гиганта Фольксваген – завода в Вольфсбурге.
Прошло много времени, прежде чем был выпущен первый автомобиль. Но 80 лет спустя, несмотря на все кризисы и скандалы, авто гигант является крупнейшим в мире автопроизводителем.
Высокая цель – сделать автомобиль доступным для всех – в эпоху нацистов оказалась утопией. Хотя они и рекламировали его стоимость в 990 рейхсмарок, что согласно рекламе было дешево, он был недоступен для многих. Несмотря на то что в сравнении с другими автомобилями Фольксваген был почти на треть дешевле. Час Фольксвагена, названного позднее с любовью Битл или Жук, пробил только после второй мировой войны.
Производство для фронта
Вместо Жука, спроектированного Фердинандом Порше, в цехах завода города Вольфсбург сначала выпускалась военная техника для нужд фронта. Это мрачная глава в истории завода, потому что она связана с судьбой военнопленных, которые в годы войны 1943/44 составляли около 80% рабочей силы завода.
Всего было около 20 тыс. военнопленных. В среднем по Германии доля военнопленных в рабочей силе составляла около 30% – более высокая доля на заводе Фольксваген объясняется созданием завода «с нуля»: рабочих было слишком мало.
По планам нацистов, завод Фольксваген должен был довести годовой объем производства до 1,5 миллиона автомобилей, в то время как вся немецкая автопромышленность производила тогда только 380 тыс. автомобилей в год. Этот новый завод должен был стать чем-то большим – это была мечта о будущем. Но, как показала история, не все мечты реализуются.
После войны завод оказался на территории, управляемой англичанами. Британцы установили курс подъем Фольксвагена, но были выпущены в общей сложности 55 автомобилей типа 1.
Экономическое чудо вокруг Фольксвагена
Это было началом экономического чуда. Последовал беспрецедентный рост: за восемь десятилетий, прошедших с момента закладки фундамента, Фольксваген стал крупнейшим автопроизводителем в мире. В настоящее время группа состоит из двенадцати брендов, включая родительский бренд VW, но также Audi, Porsche и Skoda. В производстве заняты более 640 тыс. человек и ежегодно выпускаются более 10 миллионов автомобилей.
История со многими взлетами и падениями
История глобального концерна богата скандалами и конфликтами: кризис, угрожающий существованию завода в начале 1990-х годов, скандал с сексом и взятками, скандал с компанией Порше, борьба за власть бывшего генерального директора Мартина Винтеркорна – все это уже история. Кроме громко нашумевшего «дизельгейта».
В сентябре 2015 года Фольксваген погрузился в самый глубокий и самый опасный кризис в своей истории. Его афера с превышением норм токсичных выбросов имела следствием многочисленные судебные процессы. Акции компании подешевели, резко снизились продажи по всему миру. Скандал и стал причиной ухода в отставку генерального директора концерна Мартина Винтеркорна. Хотя концерн продолжает бороться за доверие рынка, скандал снова и снова настигает автопроизводителя. Эта афера, похоже, будет долго занимать Фольксваген.
Все же, концерн не теряет надежду: в 2017 году отмечена положительная динамика, постепенно растут продажи и укрепляются позиции на рынке автомобилестроения.