Найти тему

Обзор романа "Князь Света"

Скажу сразу – творчество Роджера Желязны мне глубоко импонирует, но я не являюсь приверженцем какого-то одного автора. Так как считаю, что слепой фанатизм до добра не доводит. Так что, оценке романа сие не повредит.

-2

Лучшим его произведением считаю не всем известные «Хроники Амбера», представляющие собой воистину эпичный цикл, а менее заметный на фоне своего собрата роман – «Князь света». Это во многом связано с моим увлечением мифами и легендами различных стран. Я ни один вечер провел в попытках все это связать воедино, наблюдая, как герои одного эпоса внезапно оказываются участниками легендарных событий у другого народа за тысячи километров от мест обитания первого. Тем интересней было ознакомиться с романом, который, на первый взгляд, представляет собой оригинальное прочтение мифов древней Индии, во всей своей красоте. Это иное, по сравнению с привычным, изложение и сам его способ заставляет подумать, что это произведение являет собой типичный образчик фэнтези, но истина оказывается несколько отличной от этого поспешного вывода.

Именно некая двойственность этого произведения, то, как автор описывает место действия и происходящие события, приковывают внимание и заставляют сопереживать главному герою еще сильнее. И дело вовсе не в том, что где-то в середине романа происходит сюжетный твист, который меняет само восприятие книги. Скорее, меняемся сама книга. И вроде как фэнтезийный роман, добротный, не спорю, становится образцом твердой научной фантастики. Что помогая раскрыться ему во всей красе.

Отдельного упоминания заслуживают герои этого произведения. Их характеры и поведение прописаны так, что злодеи, не кажутся таким уж злом во плоти, просто потому, что они злые. Нет, здесь дается конкретное обоснование их действий. Это создает такую ситуацию, в которой можно рассуждать о том, был ли прав главный герой произведения или же его действия навлекут беды на род человеческий. Концепция правильного выбора, так любимая Сапковским и часто используемая им в произведениях о Белом волке, присутствует и здесь, являясь чуть ли не главным связующим звеном всего сюжета. Поступок главного героя так же, по своей сути, сравним с представителем совсем другого пантона богов - Прометея или, если хотите, с самим Сатаной, на которого указывает один из вариантов перевода называния.

И, вместе с тем, отдельным лейтмотивом проходит другая идея. О том, что одна из основных функций религии, все же, - направлять и контролировать, а не только делать людей возвышеннее. Этим «Князь Света» частично перекликается с недавно вышедшей «Метро Эксодус», а именно, с локацией Каспий. Но здесь, это подается не прямым текстом, не в лоб, как в вышеупомянутой игре, а через описание позиций противоборствующих сторон. Намеками о прошлом, некогда славным и, увы, потерянным. Как было уже сказано выше, зло здесь не карикатура на себя самого, а вполне конкретное, с правильно прописанной позицией. Которую можно понять и принять или, наоборот, бороться с ней до конца, любыми средствами.

Роман, несмотря на то, что состоит из двух частей, разительно отличающихся по способу подачи событий, от этого только выигрывает. И на удивление остается цельным произведением. Как по мне, переход под крыло твердой научной фантастики роману только помог, позволив не затеряться во времени и найти своих поклонников.

P.S. Я правда хотел был экранизации этого произведения или, хотя бы, «Хроник Амбера», но до этого момента это все еще не случилось. Хотя были попытки, несколько раз объявляли о своем желании взяться за этот проект именитые режиссеры, даже создавались промосайты. Которые можно найти в сети и поныне, где годом выхода сериала по «Хроникам Амбера» стоял, кстати, 2017 год. Но воз и ныне там, как это не печально было бы. Остается только надеяться и верить, что это все же случится, хотя, как говорят, Желязны не хотел экранизации своей флагманской работы.

Интересный факт: Но проект по экранизации Желязны, хоть и косвенно и ненастоящий, все же принесла пользу обществу. Именно под прикрытием съемок «Князя света» в Иране была проведена операция по спасению сотрудников посольства во время исламской революции.