Уже много лет я мечтаю вернуться туда, где работал в горах Тянь-Шаня, и каждый раз что-то мешает. Увы... Но я помню. Кто хоть раз видел эти горы - больше их не забудет. Когда-нибудь я все-таки туда вернусь.
По образованию, вернее по двум образованиям - я геолог. И юность моя прошла в путешествиях и экспедициях. И вот - одно небольшое воспоминание.
1980 год, Тянь-Шань, золотопоисковая экспедиция.
"КумысА пить будешь?" - главный вопрос к тебе от местных жителей.
Без привычки - пронесет. Привыкаешь, и...хочется! Вяжущий и пьянящий...
Редкий выходной день в горах Тянь-Шаня. Золотопоисковая партия - что делать в выходной? Само собой - ехать в гости! К местным киргизам. На коней, и погнали!
Вначале - рысью, потом галопом - ездим, уже как настоящие наездники, жизнь научила! Под рабочим Федькой (студент, подрабатывает. на лето нанялся) черная кобыла по кличке Дура. Я на мерине тоже черной масти по кличке Володя. Федька Жижин, одногруппник, трусит на на оранжевом жеребце Потемкине. Клички даем мы - лошади киргизские, на лето в аренду геологам сдают, как транспорт.
Самая быстрая - Дура. Скорость молодой кобылы невероятна, придурь - тоже. Она умудряется гадить на ходу, разбрасывая дерьмо, как из вентилятора, а еще - лягаться, как кунфуист. Федька Жижин неосторожно приблизился сзади, когда скакали по долине, она на ходу врезала копытами на уровне его лба - на полметра промахнулась!
Долина выводит в огромную долину между горами - вершины гор белые, покрыты снегом, долина гладкая, желтая, трава уже сгорела под солнцем, конец лета. Только на склонах гор темнеет редкий лес - голубые ели.
Группа киргизских юрт - темные, и одна-две белые - в белых девушки на выданье. Едем к юртам.
Подъезжаем - тут же бежит парнишка, берет лошадь за уздцы, ведет к коновязи. Помогает слезть, придерживает стремя. Нас приглашают в юрту, накрывают дастархан. (Все сидя на корточках, само собой)
Главное блюдо, он же напиток - кумыс! Его положено выпить три пиалы, не меньше, чтобы не обидеть хозяев. Недопитый кумыс нельзя плескать (капать) на землю - это все равно как хозяину в морду плюнуть. Плеснешь на землю - кобыла доиться перестанет. Только в огонь - огонь все очищает.
Выпил три - перевернул пиалу. Все. Хватит.
Кумыс вяжущий, вкус немного странный - алкоголя не ощущается. Просто кислое молоко. Вроде как.
На стене - бурдюк, в нем деревянная палка. Перед тем, как налить - энергично взбивают, потом уже по пиалам.
Цвет белый, голубоватый, и мелкие крупинки желтого жира. Старый, крепкий кумыс отличаешь сразу - когда достаточное время попил.
Баурсаки, каймак... Поели, поговорили с хозяевами - едем дальше! К другим юртам! Парнишка помогает влезть в седло, подсаживает под согнутое колено. Вскочили, и дальше!
И все повторяется. Юрты, парнишки, кумыс, разговоры. Принимают хорошо, никакой недоброжелательности. Это не город, это горы, тут все люди интересны и дороги. Особенно геологи, да еще и русские - интересно. Есть потом о чем рассказать.
После третьей "деревни" - едем домой. Мир кружится...
Скачки? Какие скачки после девяти пиал старого кумыса?! На лошади бы удержаться...штормит не по-детски!
Но хорошо... Ветер, пахнущий степными травами, дымка в невероятном просторе, и горы, сверкающие под солнцем белыми шапками!
Тянь-Шань.
Много лет я мечтаю туда съездить, но...как всегда что-то мешает. Да не что-то...как всегда не хватает то денег, то времени. Мечта - вездеходный автодом на базе "Унимога", и...по бывшему Советскому Союзу - Тянь-Шань, Иссык-Куль, Алтай. А потом можно и в Монголию махнуть. :)
Но увы - мечты, мечты...если бы они сбывались!
ЗЫ. Цветные фото - иллюстрация, не мои. Черно-белые мои.