– Николай Максимович, бытует мнение, что Большой перестал быть театром звезд.
– Его позиционирование стало другим. В детстве мы подходили к киоску «Союзпечати» и знали в лицо каждого человека на обложках журналов – это были представители Большого театра: артисты, дирижеры, художники. А сейчас все обесценилось.
– Как вы считаете, если бы его в свое время возглавил такой человек, как Цискаридзе, ему было бы под силу сделать его вновь «звездным»?
– Это мог бы сделать любой творческий человек, который владеет профессией. Независимо от имени и фамилии. Но именно творческий.
Раньше все театры, все великие учебные заведения нашей страны возглавляли удивительные специалисты – не менеджеры, а специалисты своего творческого дела. А если вас сейчас спросить про театры, вы не ответите: ни кто там главный дирижер, ни кто там худрук – этих имен никто не знает. Зато спросите у людей на улице: профессию Николая Цискаридзе знают все.
Ведь что такое настоящая звезда в высшем значении этих слов? Это когда ничего не надо объяснять, не надо перечислять регалий, не надо говорить, из какого человек театра или жанра. Называете имя – и все становится понятно: Майя Плисецкая – балет, Елена Образцова – опера, Геннадий Рождественский – музыка...
Театр должна возглавлять творческая личность, только тогда будет толк. И эта творческая личность не должна быть поставлена туда по знакомству. Это должно быть имя, которое знают и уважают абсолютно все. Потому что в вашем и моем детстве было именно так.