Найти тему

ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА

На просторах необъятной российской ойкумены границы Башкортостана очерчены контурами, весьма напоминающими человеческое сердце. Республика действительно находится в самом центре России, на стыке Европы и Азии, но аналогии только на этом не закачиваются. За многовековую историю здесь сложилась особая сердечная атмосфера межнациональных и межконфессиональных отношений, поистине братские связи между многочисленными народами республики. Почти две трети населения Башкортостана — это народы, исповедующие традиционный Ислам, который проповедует терпимость, толерантность и категорически отвергает национализм.

Здесь заметим попутно, что «национальную гордость» отметают и каноны других традиционных конфессий — например, православия (Псалтирь — «гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их»).

В других священных исламских текстах находим не только осуждение людей, проповедующих национализм, но прямой призыв к изгнанию их из уммы:

«Не наш человек тот, кто призывает к асабийе (национализму), не наш человек тот, кто сражается ради аса-бийа и не наш человек тот, кто проявляет гнев из-за аса-бийи» (Муслим);

«Тот, кто провозглашает слепую преданность племени, — не один из нас; и тот кто, борется во имя слепой преданности племени, — не один из нас; и тот, кто умирает во имя слепой преданности племени, — не один из нас» (Абу Дауд).

Все эти идеи традиционного Ислама легли на благодатную почву объективно сложившейся картины межнационального общения народов Поволжья и Урала, немалую часть которых составляют национальности, проповедующие Ислам. Сама многовековая история взаимоотношений представителей десятков национальностей этого региона способствовала восприятию национального вопроса именно так, как это преподносится в канонах традиционного Ислама.

По словам президента Башкортостана Рустэма Хамитова, «сегодня важно утверждать положительный образ Ислама, его волжско-уральской ветви, основа которой — мирный характер, открытость. Ислам в Башкортостане — это дружелюбие, гостеприимство, человечность. Почитание старших и забота о младших, уважение женщины как матери — воплощения начала жизни».

Мирный характер традиционного Ислама соответствующим образом воспринимается и федеральной властью. В.В. Путин был первым руководителем российского государства, официально посетившим мечеть (Комплекс мечеть-медресе Ляля-Тюльпан, 2001 г.). Верховный муфтий, шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин — единственный деятель исламского духовенства страны, с ко-

Наиль АШИРОВ

торым глава российского государства встречался тет-а-тет. И, наконец, ЦДУМ России — это единственный муфтият в РФ, в приходах которого нет имамов-салафитов.

Говоря о необходимости проведения на государственном уровне торжеств, посвященных 225-летию ОМДС-ЦДУМ, президент России сказал следующее: «У башкирского исламского центра в широком смысле слова очень богатый опыт и очень интересная история. Безусловно, мы должны придать этому мероприятию общегосударственное значение».

Традиции толерантного и сугубо мирного отношения российских мусульман к межнациональным и межконфессиональным вопросам подтверждаются всей историей ЦДУМ России. Вот лишь некоторые документы.

Муфтий Ризаэтдин-хазрат Фахретдинов заверял в одном из писем в начале 20-х годов прошлого века, что «мусульманское Духовное управление с первых дней революции служит водворению необходимого спокойствия среди мусульманского населения».

Известна активная миротворческая деятельность муфтиев ЦДУМ в послевоенный период. Организовывались многочисленные международные конференции, принимались делегации зарубежных стран и совеорша-лись визиты представителей исламского духовенства нашей страны за рубеж в целях укрепления мира и взаимопонимания. Эта деятельность была по достоинству оценена на государственном уровне. Так, муфтий Ша-кир-хазрат Хиялетдинов был награжден в 1972 году международной Ленинской премией и золотой медалью «За укрепление мира между народами».

Активным проповедником мира и дружбы является и ныне действующий муфтий, шейх-уль-ислам Талгат Тад-жуддин. Верховный муфтий принял участие в организации десятков международных форумов и конференций. Его выступления прозвучали в Каире, Алжире, Токио, Ливии, Багдаде, Софии, Праге, Рабате, Баку, Кабуле и многих других мировых столицах. Указом президента РФ в 1998 году председатель ЦДУМ России награжден Орденом Дружбы, а в 2007 году — золотой медалью «За миротворческую и благотворительную деятельность».

Несомненно, что мирные устремления традиционного ислама в России базируются в том числе и на уникальной этноконфессиональной парадигме, сложившейся в России, многовековом опыте толерантности и межнационального сотрудничества, в особенности в Поволжье и на Урале. Смешение различных народов и конфессий в этом регионе поистине можно назвать «плавильным котлом». Однако в отличие от американского «melting pot», где различия между нациями стираются, в нашем российском «котле» все нации сохраняют свои особенности, традиции, язык.

Сегодня в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в России идет еще один процесс, который нельзя обойти вниманием. Это тенденция увеличения числа трудовых мигрантов, приезжающих в российские регионы. В некоторых областях и республиках за короткий период количество легальных мигрантов увеличилось в 3-4 раза, а нужно еще учитывать и масштабы нелегальной миграции. Подавляющее число гастарбайтеров составляют люди, проповедующие Ислам. В условиях отрыва от родины, неустроенности быта, религия играет для них большую роль, по сути выполняет компенсаторные и регулятивные функции, способствует адаптации к новым условиям. Среди тысяч прихожан, посещающих мечети Башкортостана во время пятничных молитв и в дни праздников, доля мигрантов сегодня весьма значительна. Здесь велика роль традиционного Ислама, проповедующего общечеловеческие ценности. Для понимания проповедей представителями всех народов они все чаще произносятся на русском языке, как это делается сегодня в Уфимской соборной мечети.

Российское государство все больше внимания уделяет межконфессиональным и межнациональным отношениям. Недавно принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, а в конце июля 2013 г. — федеральная целевая программа под названием «Укрепление единства российской нации». В документе предусмотрены значительные финансы, миллиарды рублей, для того чтобы не допустить, как записано в программе, «размывания традиционных нравственных ценностей народов России».

Очевидно, что деньги в условиях рыночной модели экономики, — это основной «крутящий момент» и « приводной ремень» ко всем процессам, без них, в нашем материальном мире ничего не делается. Впрочем, когда дело касается души, сердца, менталитета человека, — надежнее воспользоваться не поддающимися инфляции вечными ценностями. Традиционный Ислам, наряду с православием и другими традиционными конфессиями, как раз и является кладезем нравственных и моральных норм, опорой для человека, источником тех самых духовных скреп, на которых строится жизнестойкость и будущее народа.