Найти тему

Всегда ли «Да» – это «Да»? Или как нас вынуждают принимать решения. Часть 1

Я предлагаю вашему вниманию цикл статей, в основу которых положены психологические практики и приемы, позволяющие влиять на решения, принимаемые людьми.
Я предлагаю вашему вниманию цикл статей, в основу которых положены психологические практики и приемы, позволяющие влиять на решения, принимаемые людьми.

Давайте, не откладывая в долгий ящик, начнем с самого простого приема убеждения, с которым сталкиваемся ежедневно в магазинах, в транспорте, в разговорах с коллегами… да мало ли где еще!

Читайте, пишите комментарии, спорьте — велкам!

Случалось ли вам испытывать неприятное, сосущее под ложечкой чувство – ощущение, что вас вынудили сделать то, чего вы делать вовсе не собирались и не хотели? Да, вас никто не заставлял, вы сами дали свое согласие… и, тем не менее… Вы вовсе не собирались отвечать на вопросы бойкого мальчика-маркетолога, представляющего интересы очередного провайдера интернет-услуг… и, тем не менее, вы целых 30 минут проговорили с ним по телефону!

Но это ладно, это пустяки, скажете вы… и будете совершенно правы! Это, действительно, мелочи. 30 минут вашего времени – не так много, зато вы помогли мальчику (или девочке) сделать свою работу: не от хорошей же жизни они сидят на телефоне и докучают людям! Ага, не от хорошей. (Только если это случается регулярно, скажем раз в месяц, на протяжении полугода, то это уже 4*30*6 = 720 мин. Или 12 часов ВАШЕГО времени!) И сделать приятное незнакомому человеку в его день рождения – разве это плохо? Тоже, в общем-то, нет…

А если вы пришли в магазин за чайником, а ушли оттуда с новым ультрамодным холодильником и кредитом на 2 года? И этот холодильник вам и ставить-то некуда, но… он же такой замечательный, прямо создан для вас и вашей кухни!

Как такое происходит? Как мы оказываемся «заложниками» данного кому-то слова или обещания что-то сделать? Всегда ли это наша вина? Всегда ли дело в том, что мы не можем верно оценить объем дел, подлежащих выполнению, количество «свободного» времени у нас… или причина в чем-то другом?

Феномен№ 1
В популярной психологии есть такой прием - "нога в дверях".

Суть его достаточно проста: выстраивать диалог таким образом, чтобы получать от вас несколько "да", для того, чтобы вы и доверием к собеседнику прониклись и согласились несколько раз "да".

Наши мозги устроены так, что если мы несколько раз согласились с чем-то логичным, правильным, то, скорее всего, и дальше будем соглашаться.

На этом базируются все манипуляторы - оны будут добиваться от вас маленьких "да", для того, чтобы получить одно большое "ДА", которое нужно им.

В ближайших статьях я опубликую целую историю из моей жизни, когда я намеренно согласился впустить в дом "продавцов фильтров". Сейчас же постараюсь проиллюстрировать суть "ноги" )

Начальный посыл простой: крутая компания продает крутой фильтр за баснословные деньги (около 80 000 - 100 000 рублей). Но, просто ввалиться в дом и сказать "берите наш фильтр - самый лучший фильтр в мире" - нельзя!!! Они прекрасно понимают, что у вас округлятся глаза и вы на чистом русском языке пошлете их в интересную эротическую экспедицию ))))

Соответственно, нужно клиент "сам согласился".

Приблизительный план выглядит так:

(зайти в дом. Это тема следующих материалов - там своих приемов хватает)
Устроить демонстрацию того, насколько ужасную воду вы пьете (тут такие фокусы можно делать)
Если у вас уже есть фильтр - продемонстрировать, чо - он такой же отстой, как и вода из крана

А дальше все очень просто:

1. Вы согласны, что экология хромает? (блин, ну кто в городе будет нахваливать "чистый" воздух)

2. У вас есть проблемы со здоровьем? (у кого их нет)

3. Вы видите, что анализ показал, какая хреновая вода? (тут чистое мошенничество, но театрально - весьма эффектно)

4. Вы заботитесь о здоровье близких? (удар ниже пейджера, естественно, забочусь)

5. Мы понимаем, что наш фильтр достаточно дорог, но у нас есть возможность оформить рассрочку без банков и посредников - от нашей компании. Какой срок будет для вас комфортным?

ВСЁ! Вы попали!

На самом деле я привел очень упрощенную схему, делая упор только на "ногу в дверях", но есть еще некоторые дополнительные приемы, которые усиливают эффект.

В моем случае - я послал анализаторов лесом. Но мне доставило удовольствие смотреть как "потеет" и напрягается агент, думая, что я не понимаю что он делает.

Но, если вы захотите применить прием "Нога в дверях", то вкратце алгоритм будет выглядеть следующим образом:

  • Вызываем доверие к себе со стороны собеседника. Комплименты и прочее. Улыбка. Будьте "няшкой".
  • Проверяем на прочность деструктивную установку собеседника, клиента. Расшатываем установку, задаем провокационные вопросы, спрашиваем об исключениях, просим рассказать о фактах, о том, как было в похожей ситуации.
  • Нивелируем страхи.
  • Логически направляем беседу в нужное русло.
  • Подыскиваем привлекательную подарочную упаковку для нашего предложения и ни в коем случае не забываем про бантик! .
  • Ура, клиент поднялся на последнюю ступеньку! Оказываем ему поддержку и не даем «упасть».

Обратите внимание: машину купил клиент, который даже не думал ее покупать! Это его работа: приходить в авто-салон и следить за нарушениями. И он каждую неделю приходил к конкурентам на протяжении достаточно долгого времени и никогда ничего не покупал. Самое интересное, что ему уже даже никто ничего не собирался продавать! Правда, это уже о другом… Об установках мы здесь говорить не будем. Это, пожалуй, еще более необъятная тема!

Подписывайтесь на канал, читайте, рассказывайте друзьям, комментируйте!

В следующей части - будет интересно!

Продолжение - читать дальше

PS Когда-то данная статья победила в рейтинге и стала лучшей статьей на e-xecutive