Как подготовить ребёнка к успешной карьере? Куда родителям направлять усилия и внимание детей в ситуации, когда мир стремительно меняется и, по большому счёту, уже никто не знает наверняка, что окажется востребованным. Разве что … наши дети знают? Колумнист Family Tree Мария Климова рассказывает о том, почему курсы профориентации сейчас нужны не столько подросткам, сколько их тревожным родителям.
Школьный психолог мной недовольна: «Вы только на словах настаиваете, что дочке нужно сделать усилие, чтобы учиться, а на самом деле, чувствуется, что допускаете другие варианты». Вздыхаю: «Каюсь, грешна». Бреду домой в задумчивости.
Дочка — подросток, она любит выдать что-нибудь в духе: «Я буду ювелиром! Мне не нужен твой английский!» — и хлопнуть дверью погромче. После такого перед моими глазами, конечно, сразу встают жуткие картины: вот деточку сначала не берут на хорошую работу, потому что она не знает иностранных языков, а вот — уже ни на какую работу, потому что она не умеет делать над собой усилие. Но что-то перещелкивается, когда слышу, как подруга сетует: ее дочка-третьеклассница заявила, что хочет стать сказочницей. Мама сразу понимает, что дальше ждет ребенка: не будет учиться нормально — с таким настроем окажется на заводе, и явно не на руководящей позиции. Какие еще сказочницы?
Я сходу предложила, что кроме очевидных профессий (писатель, драматург, сценарист ТВ/кино) человек, сочиняющий истории, может работать в области видеоигр (где бывают очень сложные сюжеты, сопоставимые не то, что с романами, а даже с сагами; в моделировании разнообразной виртуальной и дополненной реальности, в том числе, в образовании; в сфере маркетинга (брендинг, ивент-маркетинг — чем не сказки?), проектировать квест-румы и вообще квесты, игры живого действия и прочий интерактивный досуг; сочинять театрализованные экскурсии в музеях, а еще есть сказкотерапия, нарративная психотерапия и тому подобное… И это навскидку — наверняка, вы назовете сферы применения сторителлинга, о которых я не догадываюсь.
Это не только фантазия, у меня есть живой пример. Одна приятельница с детства мечтала о такой работе, на которой нужно только выдумывать какие-нибудь загадки. Конечно, взрослые ей объясняли, что это невозможно и нужно получить нормальную профессию. Но вот она отучилась, стала мамой, и одна из первых в России начала выпускать праздники в коробках: полный сценарий тематического праздника для небольшой группы детей с интересным сюжетом и связанными между собой игровыми заданиями, к которым прилагается несложный реквизит и даже призы. Покупаешь такой набор, перед приходом гостей раскладываешь все по дому — и проводи детский день рождения, не тратясь на аниматоров с их редко удачными конкурсами.
Но, конечно, с развитием интернета спектр профессий стал меняться совсем лихо. Не так давно я освоила верстку сайтов в онлайн-конструкторе. Похвасталась знакомой, та закивала: «Да-да, я о таком слышала, моя старшая сейчас этот же конструктор осваивает!» Девочке лет тринадцать. Подозреваю, что скоро она сможет неплохо подрабатывать, получая за верстку оплату, сопоставимую с некоторыми взрослыми позициями. Кто из нас мог еще лет 10–15 назад представить себе профессии таргетологов или экспертов по геймификации? Коммьюнити-менеджеров или специалистов по оформлению инстаграм-аккаунтов?
Ладно, шут с ней, с этой новой экзотикой. Со знакомыми профессиями тоже все может быть не так, как нам представлялось. От одного психолога слышала историю: ребенок мечтал стать ветеринаром, но мама об этом и слышать не желала: «В коровник собрался? За копейки?! Никогда!» Только когда специалист показал маме фотографии современных ветеринарных клиник и их прайсы, та поняла, что речь идет о вполне достойной работе.
Мне кажется, что сейчас до зарезу нужны курсы профориентации не для детей и подростков, а для взрослых. Чтобы мы все окончательно поняли, насколько изменился рынок труда и возможности. И чтобы увидели своими глазами современные заводы и коровники — может, и там все давно не так, как нам представляется.
Тревожно — жуть. Потому что — а вдруг дети не справятся? Не смогут. Не найдут. В конце концов, нейронные связи — они ведь нужны в любом случае! И как же без английского? Но тогда это вопрос не профориентации, а нашей тревожности. А дети пусть сочиняют сказки. Глядишь, рано или поздно, они станут былью…