Найти в Дзене
Magistra vitae

"К барьеру, сударь!" или что нам известно о русских дуэлях

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели! Я долго думал, о чем бы написать очередную статью и, кажется, нашел довольно любопытную тему. Надеюсь, что Вы разделяете мой интерес к феномену русской дуэли и оцените мою работу лайком и подпиской на канал)

Дуэль – одно из самых загадочных явлений русской жизни. Подобно изначально французскому балету и изобретенным в древней Индии шахматам она относится к таким заимствованиям, которые очень быстро стали яркими национальными особенностями. Вернее сказать, особенностями национальной элиты, дворянства. Поскольку дуэль - сугубо элитарный, аристократичный формат "разборок")))

Русское дворянство сформировалось как особая социальная прослойка, закрытое, "светское" общество. И, как в любом обществе, в нем были свои особые ценности, главная из которых - дворянская честь. Рассуждаем дальше: если имеется ценность, значит, всегда найдутся те, кто на нее посягают))) И от этих самых посягательств нужно каким-то образом защищаться. Желательно с оружием в руках и чтобы "защитника" при этом не сочли преступником и убийцей. Все эти умозаключения и объясняют причину существования "судов чести" - дуэлей, правила и особенности которых мы рассмотрим по порядку.

"Дуэль" художник И.Е. Репин
"Дуэль" художник И.Е. Репин

Цель дуэли - защита поруганной чести

Не убийство. Не зрелищное представление. И даже не разрешение спора (хотя после состоявшегося поединка конфликт так или иначе прекращался). Только защита чести и достоинства от посягательств со стороны обидчика. И потому рыцарские бугурты, перестрелки ковбоев на Диком Западе, хольмганг викингов и прочие бои к дуэли не имеют ни малейшего отношения.

Сам факт состоявшейся дуэли говорил о том, что обе стороны конфликта отстояли свою честь, независимо от ее исхода. И потому, чаще всего, русские дуэли завершались без летального исхода.

"Альтернативная история"
"Альтернативная история"

Так, язвительный и вспыльчивый А.С. Пушкин, по меньшей мере, 30 раз бросал или получал вызов на дуэль. Большая часть из этих поединков вообще не состоялись: общие друзья повздоривших дуэлянтов умудрялись их примирить. И лишь последняя дуэль великого поэта закончилась гибелью одного участника и ранением другого. В дуэли важна была сама готовность сражаться, а не убийство оппонента. Не явиться же на дуэль было позором.

В дуэли на пистолетах очень часто вообще стреляли в воздух, после чего представители высшего сословия благополучно мирились и нередко общались между собой, как ни в чем не бывало. Вот такие интересные персонажи были эти аристократы)))

Для дуэли обязательно использование оружия

Казалось бы, если смерть соперника не является главной целью этого грандиозного мероприятия, зачем вообще нужно оружия? Быть может, прав Иван Игнатьевич - персонаж "Капитанской дочки" уже упомянутого А.С Пушкина:

«Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте, он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье - и разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро бы уж за­кололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем, я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?»

Однако все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Русское дворянство зародилось как военное сословие. Как, впрочем, и дворянство европейское, берущее свои истоки из средневекового рыцарства. Символ и непременный атрибут воина, рыцаря - меч. А его "потомки" в лице, например, шпаги и сабли стали символом принадлежности к высшему сословию. И пускать в ход оружие - означало признать соперника равным себе. Кулаком, палкой, табуреткой и прочими подручными средствами дерутся пьяницы в кабаке, чернь, но только не благородное сословие! По этой же причине столь оскорбительны были брошенная в лицо перчатка или отвешенная пощечина. Так что без оружия дуэли быть не могло.

В дуэли принимают участие два человека

Слово "дуэль" происходит от латинского "duo" - "два. И что в дуэли участвуют лишь два недруга, казалось бы, совершенно очевидно. Но не для всех!))) Скажем, французы, излюбленным оружием которых была шпага, в XVIII веке сражались вместе с секундантами. Правда, не "стенка на стенку", а вполне культурно, разбившись на пары. И фехтовали, как и во всей Европе, до первой крови. То есть малейшей царапины достаточно, чтобы стороны конфликта посчитали свою честь удовлетворенной. В России же клинками орудовали до тех пор, пока один из соперников не "выйдет из строя". После каждого ранения бой прерывался и врач осматривал пострадавшего, после чего выносил вердикт: сможет этот горемыка сражаться дальше или пора звонить в неотложку))) Так что в России традиционный для дуэли выбор между клинком и пистолетом обуславливался не только уровнем владения тем или иным оружием, но и серьезностью намерений. В дуэли с применением "огнестрела", как мы уже выяснили, возможен бескровный исход поединка, в дуэли на саблях или шпагах "голубая кровь" должна была пролиться непременно. Впрочем, мы немного отвлеклись...

Дуэль Арамиса и Рошфора. Кадр из отечественного сериала "Три мушкетера" (2013 г.)
Дуэль Арамиса и Рошфора. Кадр из отечественного сериала "Три мушкетера" (2013 г.)

В русской дуэли участвовали только два человека, секундантам лишь отводилась роль организаторов, дипломатов, до последнего пытающихся помирить дуэлянтов, и свидетелей, которые в случае нежелательного исхода боя подтвердят, что дворянин пал в честном поединке, а не был убит, скажем, ударом в спину. Также неизменными спутниками дуэлянтов были врачи, готовые на месте оказать задирам медицинскую помощь.

Стрелять лучше... вторым...

Итак, представим, что участники дуэли пришли в условленное место, секунданты проверили оружия и отсчитали в шагах необходимое расстояние. Шансов на примирение нет, да и участники поединка этого не желают. И вот дуэлянты, заняв положенные места, начинают "сходиться". Казалось бы, вполне логично в такой ситуации выстрелить первым, дабы побыстрее укокошить соперника и обезопасит себя от неприятельской пули? Не тут-то было!

Дуэльные пистолеты Лепажа. Творениями этого оружейника пользовался Пушкин в ходе своих многочисленных дуэлей.
Дуэльные пистолеты Лепажа. Творениями этого оружейника пользовался Пушкин в ходе своих многочисленных дуэлей.

Страшной особенностью русской дуэли, требовавшей от участника поединка железного хладнокровия, было право сохранившего выстрел подозвать выстрелившего к барьеру и расстрелять на минимальном расстоянии как неподвижную мишень. Потому дуэлянты высокого класса не стреляли первыми, предпочитая возможность убить своего недруга наверняка. Или напугать его до чертиков и пафосно выстрелить в воздух. Так обычно поступал и бесстрашный Пушкин. Однако со злополучным Дантесом дела обстояли несколько иначе: великий поэт из анонимной записки узнал об ухаживаниях француза за его женой, отчим же Дантеса получил от Пушкина письмо с оскорблениями. Ни о каком примирении и пальбе в воздух здесь не могло быть и речи, даже барьер был установлен минимальный - в 10 шагов. В своей последней дуэли Александр Сергеевич тоже стрелял вторым: уже получив смертельную рану он смог подняться и выстрелить, ранив своего обидчика.

Дуэлянт - заложник положения

Отношения к дуэлям и их участникам в Российской империи было весьма неоднозначным. С одной стороны, отказавшийся сражаться на дуэли дворянин был бы заклеймен как трус и ничтожество, став отщепенцем в глазах других аристократов. Однако если дуэлянт убьет своего "супостата" - его ждало всеобщее осуждение. Кроме того, в различные периоды на дуэли налагался запрет, нарушение которого влекло суровое наказание: ссылку, разжалование в чине и т.п. Вот и пойди разберись, как быть, если Вам бросили вызов и что вообще творилось в головах у счастливых обладателей "голубой крови")))

-5

Кстати, относительно недавно депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов предложил легализовать дуэли и возродить дуэльный кодекс. Не иначе, стрелять хорошо умеет и кто-то досадил ему крепко)))