Среди остальных работ по Т-34 особенно выделяются работы нашего коллеги Александра Калашника из города Омска. Мы попросили рассказать Александра о своей коллекции и истории её создания.
Скажи, почему именно Т-34?
Мой путь к Т-34 был одновременно и простым и непростым. Моей самой первой пластиковой моделью стал Т-34-85 от «Огонька», собранный ещё в дошкольные годы. По нынешним временам это просто чудовищная модель, а тогда она мне казалась верхом копийности. Потом в моей моделисткой практике последовательно случились «бумажный» и «жестяной» период, когда я самостоятельно строил модели из бумаги и жести по рисункам М.В. Петровского из «Техники-молодёжи». А в начале девяностых годов начался «полистироловый» период, который продолжается до сих пор. В Омске тогда появился первый модельный магазин, да и наша «Звезда» развернула своё производство. Поначалу клеил всё, что в руки попадётся. Переболел, как и большинство моделистов «немцами», довольно удачно строил диорамы. Но со временем понял, что надо остановиться на какой-то одной теме. Как ни странно, но подсказка чем заняться поступила из-за рубежа. В руки попала книга Стивена Залога «Т-34» из серии «In action». Вот через эту книгу я по-новому взглянул на, казалось бы, хорошо знакомую машину. Оказалось, что это интереснейшая, очень многоплановая машина, модели которой можно строить всю свою жизнь. А наличие дешёвых «заготовок» от «Звезды» делало это строительство не сильно обременительным для семейного бюджета. В итоге погрузился в эту тему. Кроме простого моделирования начал собирать доступную на тот момент информацию по танку Т-34. С появлением интернета поток этой информации увеличился многократно. Наладил связи с отечественными и иностранными специалистами по истории этого танка. Проводил и собственные исследования и поиски. Результатом многолетнего сбора и анализа поступившей информации стала электронная книга «Вторая жизнь Т-34», рассказывающая о послевоенной истории этого танка.
Не устаёшь- ли ты пилить одно и тоже, ведь отличия по 34-кам не всегда кардинально меняют привычный облик танка?
Нудновато собирается только ванна корпуса с ходовой частью. Там все операции единообразны для любой модификации танка. Иногда возникает желание завести себе модельного раба, который бы выполнял эти рутинные технологические операции. Шучу, конечно же! Я уже набил себе руку на этих однообразных операциях, ванну с ходовой успеваю собрать за пару вечеров.
Сколько всего модификаций этого легендарного танка было построено?
А вот на этот вопрос вам никто не ответит. Я уже больше двадцати лет изучаю историю этой машины и не могу даже примерно сказать каково количество её разновидностей. Т-34 выпускался в нашей стране на семи заводах. Официально снят с вооружения только в самом конце двадцатого века, но ещё в 1950-года начал передаваться в гражданский сектор. За это время на его базе было создано бессчетное, никем не учтённое и не систематизированное, количество машин, как военного, так и гражданского назначения. По разнообразию с ней могут конкурировать только Т-54/Т-55 и, пожалуй, ещё «Шерман». После войны производился в Чехословакии и Польше, готовился к производству в Китае и Югославии. Этот факт в мировом танкостроении уникальный. Я сейчас не смогу уверенно перечислит все страны, на вооружении которых он состоял или ещё состоит. Машина продолжает активно эксплуатироваться и даже воевать. А это значит, что танк продолжает видоизменяться. В позапрошлом году северные корейцы выкатили на парад модифицированный танк с новой ходовой частью. Не перестают удивлять и кубинцы, периодически показывающие новые самоходки, созданные на шасси старого танка. То есть, на будущем этого танка точка ещё не поставлена. Как это ни странно, но не поставлена она и на его прошлом. Наши ведущие историки БТТ, такие как Юрий Пашолок, Алексей Макаров, Игорь Желтов и другие, после раскопок в архивах, периодически выдают на гора такую информацию по истории танка, которая зачастую опровергает опубликованное ранее. Хочется поблагодарить этих товарищей за проделываемую ими работу. Ведь значительную часть своих моделей я построил, используя материалы, которые они мне без всяких проблем предоставляли.
Пожалуй, самый интересующий всех вопрос, какая фирма делает наиболее копийные модели танка Т-34?
Вот тут однозначно могу сказать, что абсолютно копийной модели Т-34 в природе не существует. У всех есть свои плюсы и недостатки. Бесспорным лидером является «Драгон». Но спешу разочаровать апологетов этой фирмы, недостатков там тоже пруд пруди. Неправильную геометрию имеет башня-«гайка» этого производителя. Кроме того зачастую не учитываются конструктивные особенности Т-34 разных заводов-изготовителей танка. К примеру, в прошлом году фирма выпустила модель Т-34-85 сирийской армии с турелью пулемёта ДШК. Но комплектуя это набор литниками, фирмачи не учли, что в сирийской армии были только Т-34-85 чехословацкого производства с совершенно другой башней и другими отличиями.
Из иностранных производителей мне очень нравится «Академ». При умеренной цене модель достаточно копийна. Конечно, драгоновского изящества в мелочах нет, кое-где «академики» напортачили с фактурой поверхностей, но это всё довольно легко исправляется.
У старенькой «Тамии» неправильная геометрия корпусных деталей, как у танков, так и у самоходок, но ряд деталей выполнены очень качественно.
Модель от АФВ мне не понравилась. Сложная в сборке, отвратительнейший прозрачный пластик, есть вопросы к копийности. Впрочем, сейчас эта модель практически исчезла с рынка.
Новую модель от «Итала» однозначно не рекомендую. Я наивно полагал, что хуже, чем ICM уже сделать невозможно, но «итальянцы» меня в этом разубедили. Борта танка с фактурой литья о многом говорят!
Теперь переходим к почти иностранным производителям. Когда я впервые рассматривал модель ICM, я подумал, что эта фирма решила поучаствовать в конкурсе на самую худшую модель танка Т-34. И на тот период она этот негласный конкурс уверенно выиграла. У модели очень мало копийных деталей. Не представляю, как это можно было сделать с нынешним обилием информации по прототипу. Даже такая примитивная деталь, как задний брызговик сделана неправильно. Но, не смотря на это, я уже построил три конверсии, используя эту модель, как заготовку. Правда, там мало чего оставалось от исходного набора.
Т-34-образные модели от «Миниарта» (СУ- 85 и СУ-122) мне тоже не понравились. Нет, с копийностью у них всё в порядке. Но их сборка превращается в процесс мазохизма от моделизма. Избыточное членение деталей, дурацкая система питателей превращают процесс сборки из приятного в утомительный. Хобби должно приносить удовольствие.
Теперь перейдём к отечественным производителям. Новая «Звезда» оставила неоднозначное впечатление. С одной стороны, отличная копийность основных деталей, а с другой…. Ужасные дополнительные топливные баки и ещё более ужасные дымовые шашки, чрезмерное членение ряда деталей, брак литья. Вдобавок, я считаю, что «Звезда выбрала неправильный прототип для моделирования. За образец была взята машина, стоящая у входа в московский ЦМВС. Машина эта из числа первых серийных, именно таких было выпущено немного. Для меня более интересной была бы более поздняя машина.
Старая «Звезда» остаётся вполне актуальной. При всей своей дубовости мелочёвки, у неё хорошая геометрии корпуса.
«Макет» (и его производные в различных перепаковках) дубоват и неверен геометрически. Но и его иногда использую в качестве заготовки. Но, как правило, самого «Макета» на этих моделях практически не видно. На пример, модель пожарного танка из Ленинска-Кузнецкого построена из «Макета», но там это базового набора взяты только ванна корпуса и часть элементов ходовой части.
Сколько моделей выше упомянутого танка ты собрал и сколько ещё нужно собрать?
На полках сейчас стоят 40 моделей, плюс в различной стадии готовности ещё с десяток моделей. Что-то строится на одном дыхании, а некоторые модели ждут своего завершения по нескольку лет. Причины этому разные. Как правило это или отсутствие необходимой информации о прототипе или возникшие технологические проблемы. Ведь основная сложность при постройке конверсии (а я только конверсии и делаю) заключается не в изготовлении того или иного узла, а в разработке технологического процесса изготовления. Иногда даже приходиться изготавливать довольно сложную оснастку для изготовления одной единственной детали. В качестве примера могу привести счетверённую ЗСУ завода №174. У этой машины литая открытая сверху башня довольно сложной формы. Из плоских или даже гнутых листов такую не соберёшь. Пришлось освоить метод вакуумной формовки. А это потребовало изготовления оснастки. Делал её неделю, но зато потом получившиеся детали собрал в готовую башню за полчаса. Сколько ещё нужно моделей собрать? Этот вопрос сложный. Хотелось бы все, но это совершенно нереально. Тема Т-34 необъятна, почти как наша вселенная.
Используешь ли ты дополнения при создании моделей или делаешь всё сам?
Смотря, что считать дополнением. Постройка модели одного единственного типа танка даёт своё преимущество. За многие годы накопился большущий запас деталей танка. Как правило, мои модели это компиляция деталей всевозможнейших производителей. Корпус от одного, катки от другого, траки от третьего, мелочёвка от всех разом. Со смолой стараюсь не работать. Не люблю соединять разнородные материалы. За всё время только раз использовал смоляную башню, это был Т-34-100 от МоделПойнт. Сейчас особой нужды в дополнениях уже не испытываю, поскольку практически любую деталь могу изготовить самостоятельно. Например, любую башню, не сильно напрягаясь, изготавливаю за неделю. Ну и главное: где брать эти самые дополнения на те машины, что я строю? Ведь большинство из моих моделей уникальны, производители афтемаркета до них ещё просто не добрались.
Отдыхаешь ли ты от своего любимого танка собирая модели другой техники?
Иногда хочется построить что-то «большое и светлое». Каждый раз на сибирских слётах с белой завистью разглядываю замечательные корабли Сергея Арахтина. Один раз я даже сорвался и построил ….«бумажную» самоходку У-19 на базе танка КВ. Поскольку она в мою коллекцию тридцатьчетвёрок не вписывалась, подарил её Станиславу Дробышеву в его клуб.
Есть ли любимые модели в твоей коллекции?
Конечно же есть. Как правило, это те модели, с которыми пришлось хорошенько повозиться, прежде чем они заняли своё место на полке. Это счетверённая ЗСУ, тягач восстановительного поезда, кубинская ЗСУ и другие.
Сколько моделей ты повезёшь на Сибирское модельное шоу Новослёт 2019?
Постараюсь привезти три новых модели. На сибирские слёты я каждый раз стараюсь привезти новинки. Три модели я уже успел построить, но две из них пока ещё в стадии окраски.
Какой можешь дать совет начинающим моделистам?
Моделизм замечательное хобби. Меня оно научило работать руками и думать головой. Косвенно хобби определило и мою специальность, по которой я сейчас работаю. Поэтому совет один – занимайтесь этим замечательным видом творчества.
Большое спасибо Александру за интервью! И вам за ваше внимание!