Материал подготовлен при участии пресс-центра «Октябрьской железной дороги» (филиал ОАО «РЖД»), НЕ является рекламой.
«Красная Стрела» - поезд, связавший прошлое, настоящее и будущее России
Со своего первого рейса экспресс «Красная стрела» ходит под номером 1/2. Причем №1 – это поезд «Петербург-Москва», а на пути из Москвы в Петербург он становится №2.
Запущенная 88 лет назад «Красная стрела» до сих пор летит по рельсам между двух столиц. Она привозила на вокзалы Петербурга и Москвы не просто пассажиров, а историю страны – первых космонавтов, артистов, политиков и даже огонь Олимпиады-80. А 75 лет назад, 20 марта 1944 года поезд совершил первый рейс после прорыва блокады Ленинграда.
На экспрессе из разрухи
«Опаздывания поездов до сих пор носят массовый характер; пренебрежительное отношение к пассажиру еще не выжжено окончательно; недопустимо велик еще парк больных пассажирских вагонов; низка, как правило, скорость движения; огромное число опозданий; велики организационные возможности ускорения пассажирооборота», - писала одна из центральных газет СССР в начале 1930-х.
После революций и Гражданской войны страна все еще с трудом восстанавливалась. Нужен был в прямом и переносном смысле локомотив, который вытянет ее из этой разрухи. Одним из них стал совершенно новый по духу и содержанию экспресс «Красная стрела».
Он отправился в свой первый рейс в ночь на 10 июня 1931 года из Ленинграда в Москву.
«Красной» эта «стрела» сначала была только по смыслу – первый комфортабельный курьерский состав страны Советов: 12 только купейных вагонов – 7 жестких, 3 мягких и один, каких еще не было, СВ (в купе оставили только нижние полки, а верхние сняли и вместо них повесили зеркала и светильники). Но по цвету вагоны «Красной стрелы» долгое время оставались синими. Свой фирменный цвет они получат только в 1951 году, к столетию Петербурго-Московской железной дороги.
Алло, Кремль?
До появления железных дорог путь от Петербурга до Москвы на конном дилижансе занимал 4-5 дней. Первые поезда преодолевали расстояние меж двух столиц примерно за сутки. А в 1871-м появился экспресс, который проезжал те же километры за 15 часов 45 минут.
«Красная стрела» в своем первом «полете», в июне 1931-го, пронеслась из Ленинграда до Москвы за 9 часов 50 минут. Поезд ехал со средней скоростью 80 километров в час, а на отдельных участках разгонялся до 100 километров в час.
Обратную дорогу на следующий день тот же состав преодолел на 2 минуты быстрее. И это с учетом незапланированно долгой стоянки в Завидово. Там у одного из вагонов вышел из строя подшипник, пришлось останавливаться и отцеплять вагон. Но потерянное время локомотивная бригада во главе с машинистом Василием Ивановым наверстала в дороге.
Так что пассажиры и не заметили задержки. Да и не до того им было. Впервые в вагонах советского поезда выдавался не просто кипяток. Работал настоящий буфет, ужин из которого можно было заказать прямо в купе. Проводники приносили желающим настольные игры – шашки, шахматы. А на больших остановках – в Бологом, Окуловке и Малой Вишере – прямо из поезда можно было позвонить по телефону. Соединяли и с Кремлем (сразу знали, кто будет ездить на «Стреле»), и с заграницей.
Хрустальные графины пережили блокаду
«Красной стреле» всегда доставалось все самое лучшее. Ее доверяли перворазрядным бригадам. Тянуть составы ставили самые современные локомотивы – сначала паровозы, тепловозы, а с 1962 года, когда была полностью электрифицирована линия Ленинград-Москва, и электровозы. Вагоны тоже постоянно совершенствовались.
«Красные стрелы» летали навстречу друг другу каждый день с лета 1931-го. Их движение было остановлено только во время Великой Отечественной войны. Уже 24 июня 1941-го первые бомбы разрушили железнодорожное полотно, пострадал мост через Волхов в Ленинградской области. Так вышло, что оба состава «Красной стрелы» в этот день были в Ленинграде. Один из них потом эвакуировали. Другой спрятали в бывшем царском павильоне у Витебского вокзала.
Во время войны поезда не пострадали, но обветшали. В 1944-м после полного снятия блокады Ленинграда железнодорожники привели вагоны и локомотивы в порядок. Снова «достали из сундуков» фирменное постельное белье, одеяла, занавески, ковры. И даже хрустальные графинчики не разбились и не потерялись – все вернулись в поезда.
Первая после блокады «Красная стрела» отправилась в путь от перрона Московского вокзала Северной столицы в 17 часов 20 марта 1944 года. Состав сопровождали врач, милиционеры и пограничники. За пассажирскими вагонами была прицеплена платформа с зенитными пулеметами на случай воздушной атаки. Ехали по меркам довоенного времени не спеша. До Москвы добрались только через 16 часов. Причиной тому было плачевное состояние железнодорожного полотна.
Мечта молодоженов
В послевоенные годы «Красная стела» ускорилась. Постепенно время в пути было сокращено до нынешних 8 часов. И это самый знаменитый ночной экспресс в стране.
Еще в советские годы поезд №1/2 смог выдержать соревнование с гражданской авиацией. Пассажирские самолеты меж двух столиц стали летать примерно одновременно с запуском экспресса. Изначально они были быстрее. Но проехать на «Стреле» всегда было не просто удобно, а еще и статусно. С 1930-х именно этим поездом отправлялись кто в Москву, кто в Ленинград самые важные люди страны. Соседом по купе мог стать и партийный начальник, и известный артист, и герой Советского Союза, позднее космонавт. Большая часть билетов распределялась по «брони». А у молодоженов считалось особым шиком прямо в день свадьбы уехать в ночь на «Красной стреле».
Эти составы обслуживали все самые статусные мероприятия СССР: съезды партии и профсоюзов, фестивали, олимпиаду. Даже олимпийский огонь в 1980 году был доставлен из Москвы в Ленинград в вагоне «Красной стрелы».
В этом году «Красной стреле» исполняется уже 88 лет. И нет сомнений, что долетит она и до 100-летнего юбилея.
Почти домашняя атмосфера
«Поезд «Красная Стрела» с первого рейса и до сегодняшнего дня остается флагманом пассажирских железнодорожных перевозок. Первый фирменный состав в стране с самого начала предлагал своим пассажирам высочайший уровень сервиса. Комфорт, скорость и точность расписания – это отличительные черты, которые поезд номер один пронес через всю свою богатую историю, насчитывающую уже более 87 лет.
Несмотря на существующую сегодня конкуренцию с другими железнодорожными перевозчиками, авиакомпаниями и автоперевозчиками, этот поезд давно нашел своего пассажира. «Красной Стрелой» пользуются те, кто ценит уют, тишину и возможность на время поездки отключиться от суеты и проблем. Те, кто хочет побыть наедине с самим собой, и ощутить почти домашнюю атмосферу комфорта, которую создает профессиональная поездная бригада», — Начальник Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Михаил Поярков.
Автор текста: Елена Ожегова