Найти тему
Ваш тайный советник

Первее всех!

Оглавление

Материал подготовлен при участии пресс-центра «Октябрьской железной дороги» (филиал ОАО «РЖД»), НЕ является рекламой.

«Красная Стрела» - поезд, связавший прошлое, настоящее и будущее России

Фото: Замир Усманов
Фото: Замир Усманов

Со своего первого рейса экспресс «Красная стрела» ходит под номером 1/2. Причем №1 – это поезд «Петербург-Москва», а на пути из Москвы в Петербург он становится №2.

Запущенная 88 лет назад «Красная стрела» до сих пор летит по рельсам между двух столиц. Она привозила на вокзалы Петербурга и Москвы не просто пассажиров, а историю страны – первых космонавтов, артистов, политиков и даже огонь Олимпиады-80. А 75 лет назад, 20 марта 1944 года поезд совершил первый рейс после прорыва блокады Ленинграда.

На экспрессе из разрухи

Поезд «Красная стрела», 1954 год, общий вид. 
Все фото (в том числе и последующие) предоставлены пресс-центром «Октябрьской железной дороги» (филиал ОАО «РЖД»)
Поезд «Красная стрела», 1954 год, общий вид. Все фото (в том числе и последующие) предоставлены пресс-центром «Октябрьской железной дороги» (филиал ОАО «РЖД»)

«Опаздывания поездов до сих пор носят массовый характер; пренебрежительное отношение к пассажиру еще не выжжено окончательно; недопустимо велик еще парк больных пассажирских вагонов; низка, как правило, скорость движения; огромное число опозданий; велики организационные возможности ускорения пассажирооборота», - писала одна из центральных газет СССР в начале 1930-х.

После революций и Гражданской войны страна все еще с трудом восстанавливалась. Нужен был в прямом и переносном смысле локомотив, который вытянет ее из этой разрухи. Одним из них стал совершенно новый по духу и содержанию экспресс «Красная стрела».

Он отправился в свой первый рейс в ночь на 10 июня 1931 года из Ленинграда в Москву.

«Красной» эта «стрела» сначала была только по смыслу – первый комфортабельный курьерский состав страны Советов: 12 только купейных вагонов – 7 жестких, 3 мягких и один, каких еще не было, СВ (в купе оставили только нижние полки, а верхние сняли и вместо них повесили зеркала и светильники). Но по цвету вагоны «Красной стрелы» долгое время оставались синими. Свой фирменный цвет они получат только в 1951 году, к столетию Петербурго-Московской железной дороги.

Плакат «Красной стрелы» времен СССР с синими вагонами
Плакат «Красной стрелы» времен СССР с синими вагонами
Общий вид коридора мягкого вагона, 1954 год
Общий вид коридора мягкого вагона, 1954 год
Общий вид коридора «Красной стрелы», наши дни
Общий вид коридора «Красной стрелы», наши дни

Алло, Кремль?

До появления железных дорог путь от Петербурга до Москвы на конном дилижансе занимал 4-5 дней. Первые поезда преодолевали расстояние меж двух столиц примерно за сутки. А в 1871-м появился экспресс, который проезжал те же километры за 15 часов 45 минут.

«Красная стрела» в своем первом «полете», в июне 1931-го, пронеслась из Ленинграда до Москвы за 9 часов 50 минут. Поезд ехал со средней скоростью 80 километров в час, а на отдельных участках разгонялся до 100 километров в час.

Обратную дорогу на следующий день тот же состав преодолел на 2 минуты быстрее. И это с учетом незапланированно долгой стоянки в Завидово. Там у одного из вагонов вышел из строя подшипник, пришлось останавливаться и отцеплять вагон. Но потерянное время локомотивная бригада во главе с машинистом Василием Ивановым наверстала в дороге.

Так что пассажиры и не заметили задержки. Да и не до того им было. Впервые в вагонах советского поезда выдавался не просто кипяток. Работал настоящий буфет, ужин из которого можно было заказать прямо в купе. Проводники приносили желающим настольные игры – шашки, шахматы. А на больших остановках – в Бологом, Окуловке и Малой Вишере – прямо из поезда можно было позвонить по телефону. Соединяли и с Кремлем (сразу знали, кто будет ездить на «Стреле»), и с заграницей.

Прибытие поезда «Красная стрела» в Ленинград, 1954 год
Прибытие поезда «Красная стрела» в Ленинград, 1954 год

«Красная стрела» на Московском вокзале Санкт-Петербурга, наши дни
«Красная стрела» на Московском вокзале Санкт-Петербурга, наши дни

Хрустальные графины пережили блокаду

«Красной стреле» всегда доставалось все самое лучшее. Ее доверяли перворазрядным бригадам. Тянуть составы ставили самые современные локомотивы – сначала паровозы, тепловозы, а с 1962 года, когда была полностью электрифицирована линия Ленинград-Москва, и электровозы. Вагоны тоже постоянно совершенствовались.

«Красные стрелы» летали навстречу друг другу каждый день с лета 1931-го. Их движение было остановлено только во время Великой Отечественной войны. Уже 24 июня 1941-го первые бомбы разрушили железнодорожное полотно, пострадал мост через Волхов в Ленинградской области. Так вышло, что оба состава «Красной стрелы» в этот день были в Ленинграде. Один из них потом эвакуировали. Другой спрятали в бывшем царском павильоне у Витебского вокзала.

Во время войны поезда не пострадали, но обветшали. В 1944-м после полного снятия блокады Ленинграда железнодорожники привели вагоны и локомотивы в порядок. Снова «достали из сундуков» фирменное постельное белье, одеяла, занавески, ковры. И даже хрустальные графинчики не разбились и не потерялись – все вернулись в поезда.

Первая после блокады «Красная стрела» отправилась в путь от перрона Московского вокзала Северной столицы в 17 часов 20 марта 1944 года. Состав сопровождали врач, милиционеры и пограничники. За пассажирскими вагонами была прицеплена платформа с зенитными пулеметами на случай воздушной атаки. Ехали по меркам довоенного времени не спеша. До Москвы добрались только через 16 часов. Причиной тому было плачевное состояние железнодорожного полотна.

Купе жестко-купейного вагона, 1954 год
Купе жестко-купейного вагона, 1954 год
Интерьер «Красной стрелы», наши дни
Интерьер «Красной стрелы», наши дни
Интерьер «Красной стрелы», наши дни
Интерьер «Красной стрелы», наши дни
Интерьер «Красной стрелы», наши дни
Интерьер «Красной стрелы», наши дни

Мечта молодоженов

В послевоенные годы «Красная стела» ускорилась. Постепенно время в пути было сокращено до нынешних 8 часов. И это самый знаменитый ночной экспресс в стране.

Еще в советские годы поезд №1/2 смог выдержать соревнование с гражданской авиацией. Пассажирские самолеты меж двух столиц стали летать примерно одновременно с запуском экспресса. Изначально они были быстрее. Но проехать на «Стреле» всегда было не просто удобно, а еще и статусно. С 1930-х именно этим поездом отправлялись кто в Москву, кто в Ленинград самые важные люди страны. Соседом по купе мог стать и партийный начальник, и известный артист, и герой Советского Союза, позднее космонавт. Большая часть билетов распределялась по «брони». А у молодоженов считалось особым шиком прямо в день свадьбы уехать в ночь на «Красной стреле».

Эти составы обслуживали все самые статусные мероприятия СССР: съезды партии и профсоюзов, фестивали, олимпиаду. Даже олимпийский огонь в 1980 году был доставлен из Москвы в Ленинград в вагоне «Красной стрелы».

В этом году «Красной стреле» исполняется уже 88 лет. И нет сомнений, что долетит она и до 100-летнего юбилея.

Посадка пассажиров в вагон поезда «Красная стрела», 1954 год
Посадка пассажиров в вагон поезда «Красная стрела», 1954 год

Состав поезда «Красная стрела», поданный под посадку в Ленинграде, 1954 год
Состав поезда «Красная стрела», поданный под посадку в Ленинграде, 1954 год

Прибытие поезда «Красная стрела», наши дни. Фото: Замир Усманов
Прибытие поезда «Красная стрела», наши дни. Фото: Замир Усманов

Почти домашняя атмосфера

«Поезд «Красная Стрела» с первого рейса и до сегодняшнего дня остается флагманом пассажирских железнодорожных перевозок. Первый фирменный состав в стране с самого начала предлагал своим пассажирам высочайший уровень сервиса. Комфорт, скорость и точность расписания – это отличительные черты, которые поезд номер один пронес через всю свою богатую историю, насчитывающую уже более 87 лет.
Несмотря на существующую сегодня конкуренцию с другими железнодорожными перевозчиками, авиакомпаниями и автоперевозчиками, этот поезд давно нашел своего пассажира. «Красной Стрелой» пользуются те, кто ценит уют, тишину и возможность на время поездки отключиться от суеты и проблем. Те, кто хочет побыть наедине с самим собой, и ощутить почти домашнюю атмосферу комфорта, которую создает профессиональная поездная бригада», — Начальник Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Михаил Поярков.

Автор текста: Елена Ожегова

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» —http://history1.ru/archive

Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились :)