Найти тему

ОБОРОТНИ В ИКОНАХ. ФРАНЦ ИОСИФ I. Часть IV.

28 июня 1914 года был отличным летним солнечным деньком. Небо было чистое, воздух был свежим, ветерок – тёплым, эрцгерцог – австрийским, город – сербским, а стрелок – метким. Теперь по порядку.

Эрцгерцог Франц Фердинанд в 1892 году.
Эрцгерцог Франц Фердинанд в 1892 году.

В этот чудесный летний денёк эрцгерцог Франц Фердинанд вместе со своей супругой, герцогиней Софией фон Гогенберг, прибыл в столицу Боснии – Сараево, по приглашению наместника Австро-Венгрии в Боснии Оскара Потиорека для проведения мероприятий, приуроченных к годовщине поражения сербов в битве на Косовом поле. На железнодорожной станции чету наследников встретил сам Потиорек. Далее наблюдайте за чередой весьма любопытных ошибок.

Первая ошибка. Кто-то посадил местных офицеров полиции в первую машину кортежа, вместе с главой службы безопасности эрцгерцога, в то время как другие офицеры службу безопасности, бывшие, в отличие от сараевских полицейских, лучше подготовлены к возможным покушениям, спокойно уселись в самую последнюю машину кортежа, что нарушало заранее утверждённый план по обеспечению безопасности наследника. Во вторую машину сели мэр Сараево и начальник полиции города. В третьей – сам эрцгерцог с супругой, наместником Потиореком и хозяином автомобиля, подполковником Францем фон Гаррахом. За ними ехали ещё два автомобиля с местными чиновниками и только в шестом, замыкающим кортеж – вся служба безопасности Франца Фердинанда.

Губернатор Боснии Оскар Потиорек.
Губернатор Боснии Оскар Потиорек.

В 10:10, когда кортеж проезжал по набережной Аппель, стоявший на углу пешеход неожиданно бросил в одну из машин гранату. Этим пешеходом был Неделько Чабринович – боснийский серб, у которого с меткостью были большие проблемы. Да и вообще денёк у Чабриновича был так себе. Граната, брошенная им, отскочила от брезентовой крыши автомобиля и взорвалась, упав на землю, ранив 20 случайных прохожих. Чабринович предпринял геройскую попытку самоубийства, проглотив пилюлю с ядом и кинувшись в реку. Но из-за жары река пересохла, и бедный террорист просто свалился с набережной в грязь, после чего его вырвало, так как, по-видимому, яда в пилюле оказалось слишком мало, или Неделько перепутал цианистый калий с желудочным средством. Чабриновича вытащили и арестовали, а эрцгерцог, приказав кортежу остановится, распоряжался, чтобы всех пострадавших срочно доставили в больницу. После этого кортеж спешно прибыл в городскую ратушу, где Франц Фердинанд должен был зачитать речь. Пока он выступал, свита решала, что делать дальше. В то время, как некоторые настаивали на том, что августейшей чете надлежит покинуть город, Петиорек утверждал, что Сараево город спокойный и бомбы летают не так часто.

Последнее фото эрцгерцога Франца Фердинанда и герцогини Софии, сделанное в 10:45 около ратуши Сараево.
Последнее фото эрцгерцога Франца Фердинанда и герцогини Софии, сделанное в 10:45 около ратуши Сараево.

В итоге, в 10:45, Франц Фердинанд и София вновь сели в свою машину. С левой стороны от эрцгерцога, на подножке, для защиты наследника от возможного повторного покушения, встал граф фон Гаррах. Утверждённую заранее программу было решено изменить, и кортеж двинулся в госпиталь, куда доставили пострадавших от взрыва. Оскар Петиорек принял решение, во избежание повторного покушения, ехать через набережную Аппель, минуя центр города. И тут, внимание, вторая странная ошибка. Петиорек согласовал с эрцгерцогом новый маршрут, однако не проинформировал об этом водителя, чеха Леопольда Лойку. Проехав по набережной Аппель и не доехав до места взрыва, кортеж свернул на улицу Франца Иосифа. На углу набережной и улицы располагался кафетерий «Деликатесы Морица Шиллера», в котором находился в засаде проинформированный кем-то об изменении маршрута кортежа эрцгерцога серб Гаврило Принцип. Когда машина Франца Фердинанда поравнялась с ним, Принцип, сделав буквально шаг с тротуара, выстрелил с расстояния полутора метров в эрцгерцога, попав в шею. Герцогиня София, пытаясь защитить мужа, вторым выстрелом Принципа была ранена в живот. Террориста сразу схватили, но Софию и Франца Фердинанда спасти не удалось. Оба супруга скончались по пути в резиденцию Петиорека, где им должны были оказать помощь.

Раскрашенное фото Гаврилы Принципа, сделанное в 1914 году по прибытии его в крепость Терезин.
Раскрашенное фото Гаврилы Принципа, сделанное в 1914 году по прибытии его в крепость Терезин.

Из 15 человек, арестованных по обвинению в подготовке убийства австрийского престолонаследника, четверо, включая Принципа, получили по 20 лет тюрьмы. Двое – 10 лет, один – 16 лет, один – 7 лет, двое – по три года, двое – пожизненное заключение и трое были повешены. В течение двух дней после убийства Франца Фердинанда и Софии, на территории Австро-Венгрии, а именно в Боснии и Герцеговине и Хорватии, начались антисербские погромы. Губернатор Оскар Петиорек стал организатором банкета, лично призвав жителей Сараево «очистить свой город от этого позора (убийство эрцгерцога) через искоренение подрывных элементов». В основном, участниками погромов стали хорваты-католики, уже на протяжении 500 лет входившие в состав Венгерского Королевства и бывшие ярыми сторонниками Австрии. В итоге, только лишь в Сараево, более тысячи домов, школ, магазинов и общественных заведений, принадлежащих сербам, были разграблены и сожжены, а их жители растерзаны. Помимо Сараево, крупные антисербские восстания прошли в Загребе, Джяково, Петрине, Славонски-Броде, Чаплине, Ливно, Бугойно, Травнике, Маглае, Мостаре, Зенице, Тузле, Добое, Вареше, Брчко и Шамаце. Менее значительными были демонстрации в Сплите, Дубровнике и Шибенике. Указом Петиорека было арестовано и экстрадировано за пределы империи более 5 тысяч сербов, в основном, из числа тех, что пострадали во время погромов и лишились средств к существованию. Из них около 2,2 тысяч умерло в тюрьмах. 460 сербов были приговорены к смертной казни по обвинению в том, что они сербы и это, как известно, незаконно. Затем австро-венгерское правительство сформировало из 20 000 боснийских мусульман специальный корпус полиции «Штуцкорпс», задачей которого было искоренение сербов на территории Боснии. В результате деятельности «Штуцкорпса», ещё около 5,2 сербских семей подверглись гонениям и репрессиям.

Франц Иосиф в 1914 году.
Франц Иосиф в 1914 году.

Согласно официальной версии, Гаврило Принцип и ещё 14 его соучастников были членами подпольной организации «Молодая Босния», которая, в свою очередь, входила в состав югославской националистической организации «Чёрная рука», возглавляемой сербским военным, которого многие называли негласным правителем Сербского Королевства, полковником Драгутином Дмитриевичем-Аписом. Выстроив обвинение на том, что заказчиком и спонсором убийства эрцгерцога являлась Сербия, Австро-Венгерская сторона использовала это как повод для начала войны, в результате которой Вена планировала присоединить Сербию и Черногорию к своим балканским владениям. Однако позиция Вены в этом вопросе, мягко говоря, дискуссионна. С учётом того, что Сербия на тот момент представляла собой чрезвычайно слабое в военном плане и экономически неразвитое государство, едва ли можно предположить, что её правительству пришла бы в голову идея развязывать войну со столь мощным соседом, способным оккупировать всю территорию Сербского Королевства за пару недель. К тому же, столица Сербии – Белград, располагалась на границе с Австро-Венгрией и отделялась от неё лишь весьма узкой частью реки Дунай. Также, не стоит упускать из виду балканские планы Австро-Венгрии, которые необходимо было как-то реализовывать. О чём я? Император Франц Иосиф с 1906 года искал любой удобный повод для того, чтобы расширить своё влияние на Балканах, путём присоединения Сербии и война с Россией его совершенно не тревожила. К тому же, как нам уже известно, проект Франца Фердинанда по реформированию Австро-Венгрии в федеративное государство не находил особенно тёплого приёма в кругах австрийских консерваторов-клерикалов и венгерских аристократов. Оттого, на вопрос, мог ли Франц Иосиф заказать своего дражайшего племянничка, я отвечу – да. Императорская семья была большой, и о наследниках Император Австрии мог не беспокоиться – их было предостаточно. А вот шанс, как говориться, упускать было нельзя. 23 июля 1914 года Австро-Венгрия направила в Белград так называемый «Июльский ультиматум» из 10 пунктов, среди которых были:

· Запретить издания, пропагандирующие ненависть к Австро-Венгрии и нарушение ее территориальной целостности.

· Закрыть общество «Народная оборона» и все другие союзы организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии.

· Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования.

· Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, которые занимаются антиавстрийской пропагандой.

· Допустить к работе на территории Сербии государственных служб Австро-Венгерской империи для прекращения любой антиавстрийской деятельности.

· Провести расследование против каждого из участников Сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства.

· Арестовать майора Воислава Танкосича и Милана Цигановича, причастных к Сараевскому убийству.

· Принять эффективные меры для предотвращения контрабанды оружия и взрывчатки в Австрию, арестовать пограничников, которые помогли убийцам пересечь границу.

· Дать объяснения насчёт враждебных к Австро-Венгрии высказываний сербских чиновников в период после убийства.

· Без промедлений информировать австрийское правительство о мерах, принятых согласно предыдущим пунктам.

Сербия отказалась выполнять лишь шестой пункт ультиматума, которым предусматривалось проведение на территории Сербии следствий, дознаний и арестов австрийской полицией, что являлось посягательством на независимость страны. Невыполнение этого пункта было сочтено Веной достаточным поводом, чтобы 28 июля начать со своего берега Дуная обстрел из тяжёлых орудий жилых кварталов Белграда. Вскоре, на стороне Сербии, в войну против Австро-Венгрии и Германии вступили Россия и Франция. Так началась Первая мировая война.