Кто и почему подделывал летописи
Испокон веков на Руси исторические документы не просто исправляли или дописывали — их фальсифицировали, создавали заново, выдавали за более древние.
Рукой летописца управляли страсти
Самый старый миф в русской истории — «Повесть временных лет». Эта летопись по сей день служит многим исследователям основным источником знаний о Древней Руси. Считается, что ее создал в 1110‑х годах монах Киево‑Печерского монастыря Нестор, описав реальные события — «откуду есть пошла Руская земля» и до 1117 года.
Оригинал не сохранился. Существуют только рукописные копии — списки (от слова «списывать»), сделанные в более позднее время, основные из них — Лаврентьевский, Ипатьевский, Радзивилловский.
Изучать «Повесть временных лет» начали в XVIII веке, когда в Петербурге открылась Академия наук. Ученые обнаружили, что списки «Повести» отличаются друг от друга, иногда существенно. Во всех есть утраченные страницы, кое-где заметны следы подмены листов. Это объяснимо: ведь переписчики были подневольными людьми и искажали содержание рукописей по указке князя или настоятеля монастыря. «Рукой летописца зачастую управляли политические страсти и мирские интересы», — констатировал историк XIX века Алексей Шахматов.
«Повесть временных лет», по мнению историографа XIX века Михаила Каченовского была сфальсифицирована не ранее XIII века, так как деньги, упоминаемые в летописи, появились на Руси только в XIII веке. Исходя из этого, историк полагал, что и сами рукописи были составлены не ранее XIII века. Изложенные события он называл «баснями».
«Он терпеть не мог никаких мифов в истории и начинал лекции..., предупредив нас, что не станет повторять басен, которые мы слышали в школе, например, об оригинальном мщении Ольги за смерть Игоря, змее, ужалившей Олега, о кожаных деньгах (обо всем этом написано в “Повести временных лет”)», — писал о Каченовском его ученик, писатель Иван Гончаров.
«Слово» купца Салазкина
«Подделкой тысячелетия» иногда называют выдающийся памятник русской литературы — «Слово о полку Игореве». Первое упоминание о нем появилось за границей, в гамбургском журнале Spectateur du Nord в 1797 году. Коллекционер древностей, граф Мусин-Пушкин утверждал, что купил рукопись у одного монастырского настоятеля. По его словам, рукопись была средневековым списком с произведения, созданного в 1185 году.
В 1800 году «Слово» было впервые опубликовано. Сомнения в его подлинности стали высказываться сразу же. Но единственный оригинал рукописи сгорел при пожаре в 1812 году. Историки и литераторы разделились на два лагеря: одни считали «Слово» подлинным произведением, другие — подделкой.
Публицист, редактор первого русского толстого журнала «Библиотека для чтения», Осип Сенковский полагал «Слово» работой «питомца Львовской академии... или питомца Киевской академии», написанной в конце XVIII века.
Любопытную версию происхождения описал в повести «Веселые братья» Николай Гумилёв: «Возьмем, к примеру, “Слово о полку Игореве”: кто его сочинил, певец древний? Оно-то и правда что певец, да только не древний, а Семен Салазкин, сын купеческий... Он песни пел, такие все забавные да унылые, сам придумывал. Приставили к нему человека, чтобы ходил за ним, летописи старые ему читал, да что он сочиняет, записывал. Через год “Слово о полку Игореве” и готово».
Каченовский считал «Слово» подделкой. Пушкин — подлинным произведением, из-за чего они часто спорили. Разобидевшись, Пушкин писал на Каченовского эпиграммы — «Бессмертною рукой раздавленный зоил», «Жив, жив Курилка!».
Споры о подлинности «Слова» не утихают уже более двухсот лет.
Первый разоблачитель мифов
Михаил Каченовский, ректор Московского университета, академик Петербургской академии наук, — родоначальник «скептической школы» в русской историографии.
Родился в бедной мещанской семье, окончил Харьковский коллегиум. В 1805 году без экзамена получил степень доктора философии. Через пять лет стал профессором, с 1837 года — ректором Московского университета.
Каченовский доказывал недостоверность многих сведений, на которые опиралась современная ему наука — прежде всего Карамзин. Первым начал разоблачать мифы, относящиеся к древнему Киевскому периоду русской истории. Опубликовал множество трудов, самые известные: «Об источниках по русской истории», «Нестор. Летописец на древнеславянском языке».
Первый поддельщик
Антон Бардин — первый «официальный» фальсификатор рукописей, сделавший подделку ремеслом.
После пожара Москвы 1812 года, в котором погибло огромное количество старинных документов, Бардин открыл антикварную лавку и начал торговать якобы спасенными старопечатными книгами и рукописями.
Попался Бардин на «Слове о полку Игореве», продав его поддельный список в 1815 году известному археографу Алексею Малиновскому. Подделка была столь искусной, что опытный Малиновский поверил антиквару. Истина вскрылась перед публикацией «находки». В результате скандала дела Бардина пошли в гору: он стал выполнять подделки на заказ, ставя на изготовляемых рукописях дату и свое имя.
Автор текста: Елена Роткевич