Что каждый из нас знает о цвете? Да, мы знаем, что это, понимаем, что цвета составляют радугу. Да, цвета состоят из света и при смешивании образуют оттенки. Да, есть холодные и теплые цвета. Но как возникло это понятие? И что оно в себя включает?
Цвета — это нечто невероятно сложное и загадочное. В дизайне — это один из самых значимых элементов и, в то же время, один из наименее понятных. Цвет можно только увидеть. Чтобы понять, насколько все это непросто, подумайте, как объяснить слово "красный" человеку, который не может увидеть цвет. Этот вопрос столетиями озадачивал философов, и до сих пор никто так и не смог получить ответ.
Чтобы все таки осознать, что же собой представляет цвет, нужно понять, насколько это древнее понятие. Например, броское сочетание цветов на коже кораллового аспида так и шепчет: "Я убиваю", а вот яркие сочные фрукты кричат: "Съешь меня, я вкусненький". Язык цвета гораздо более древний, чем те языки, на которых мы говорим сегодня.
Возможно, десятки тысяч лет назад люди выживали за счет того, что ориентировались в цветах и знали, какие плоды и травы можно кушать, а какие — нет. Цвета — это достаточно мощные символы, которые оказывают на нас определенное влияние.
Читайте также: Художник и реклама
Сейчас мы находимся уже совершенно на другом этапе развития. Но это отнюдь не значит, что цвета утратили свое информационное значение. Они все равно оказывают на нас огромное влияние. Создают внутреннее чувство безопасности, заставляют нас чувствовать спокойствие, или, напротив, нервничать.
С помощью цвета можно манипулировать сознанием. Например, исследователи давно установили, что голубой цвет вызывает чувство безопасности и защищенности. А теперь вспомните, какой основной цвет использует в дизайне своего сайта и приложения Facebook. Стали бы вы вводить персональные данные на сайте, дизайн которого выполнен, скажем, в ярко-оранжевых тонах? Маловероятно.
Цветовые сочетания говорят с нами на древнем языке, позволяющем убедить наше подсознание. Этот уровень общения гораздо непосредственнее и интимнее, чем все, что могут сказать слова. Информация здесь воспринимается подсознательно, поэтому вы, принимая определенное решение, не осознаете, что стало причиной такого действия.
Интерфейсы большинства цифровых продуктов предназначены для использования людьми, принадлежащими к разным языковым группам и культурам. Вот почему при их создании дизайнеры выбирают цветовые сочетания, позволяющие пробиться сквозь все языковые, ментальные барьеры и напрямую обратиться к нашей сущности, минуя разум.
Многие специалисты и целые компании действительно осознают важность цвета, поэтому большинство успешных продуктов редко меняют выгодное цветовое оформление. А если это и нужно сделать, то на обсуждение новых предложений и принятие решения уходит по несколько месяцев.
Дизайнеры, которые не говорят на языке цвета, недолго существуют в профессиональной сфере. В основном, они пытаются выразить себя с помощью других инструментов. Но их возможности ограниченнее, поэтому не приносят успеха.
Откуда берутся цвета
Процесс формирования нашего понимания цвета возникал в процессе эволюции. Это чем-то напоминает формирования сталактита. В течение тысяч лет по определенному природному образованию стекают капли воды. Минералы из жидкости оседают на поверхности, постепенно образуя замысловатую форму сталактита. Так и в нашем разуме отдельные знания превращаются в устойчивые образы, которые оседают в отдаленных глубинках подсознания.
Цвета не имеют точных, эталонных значений. Фотоны электромагнитного излучения, света, по разному попадают на предметы и "окрашивают" их. Далее наши органы зрения обрабатывают информацию и передают ее в части головного мозга, отвечающие за ее восприятие. И вот уже у нас в голове возникает то самое слово, которое в словесной форме наиболее точно характеризует этот цвет.
У всех людей для восприятия и анализа цветового спектра используются одни и те же системы. Тем не менее, нет единого, обоснованного и доказанного мнения о том, что же точно происходит при обработке цветового сигнала. Кроме того, словесное выражение цветов у разных народностей сильно отличается.
Пирахан, изолированный народ охотников-собирателей Амазонки, общается на уникальном языке. В нем нет слов, чтобы описать то, что происходило раньше, или предсказать то, что будет в будущем. Они живут только настоящим. И да, названий цветов нет в их словарном запасе. Там нет ни красного, ни синего, ни зеленого. В английском языке, например, нет голубого, и все цвета "синей" группы, несмотря на их многообразие, описываются как "blue". На противовес этому есть языки, в которых цветов очень много. Например, славянские языки. Но не все.
В русском есть голубой цвет, на украинском это будет "блакитний". А вот в польском языке этого слова уже нет: что голубой, что синий это будет "niebieski".
Психологи обнаружили, что русскоязычные люди могут чётко различать множественные оттенки синего, которые для среднестатистического американца будут выглядеть очень похожими.
При этом каждая отдельная народность имеет свое отношение к цветовой палитре. К примеру, в Древней Греции люди гораздо больше заботились о тенях: свете и тьме. Их цветовое восприятие было весьма замысловатым. Это привело к возникновению многих интересных сравнений и фраз. Например, "темно-винные моря" или "сверкающие Афины" в "Одиссее".
Тем не менее, в языках различных культур, которые, по сути, развивались изолированно друг от друга, можно найти и одинаковые цвета. Мы с вами, славянские народы, привыкли к тому, что практически у каждого оттенка есть свое название, и нам не понять куда более скудные с этой точки зрения языки.
Вот, например, в Намибии для обозначения темно-синего, красного, зеленого и пурпурного цвета есть одно единственное слово: "дзузу". В то же время светло-зеленый, красный и коричневый называется "дамбу". И да, здесь нет ошибки: красный может звучать и "дзузу", и "дамбу". По сути, цвет — это незаконченный язык, который еще продолжает свою эволюцию.
Читайте также: Женщины-новаторы, которые разрабатывали автомобильные интерьеры в 1950-х года
История цвета
В большинстве случаев, цвета возникают в нашем разуме, как отдельные объекты. Только вы услышите слово "красный", как яркий цвет с алым подтоном так и возникает перед нашими глазами. Но аналогии в цветовом общении также хорошо работают. Например, "цвет вина". Перед нашим взором сразу предстает бокал вина насыщенного бордово-красного цвета.
Ассоциации также являются частью нашего подсознания. Например, еще Аристотель учил своих последователей, что цвета соответствуют четырем стихиям. Это учение распространялось и крепко засело в глубинах человеческого сознания. Даже теперь многие из нас верят в значение цвета, порой даже не осознавая этого. Например, все тот же красный цвет принадлежит воинственному Марсу. Поэтому некоторые люди до сих пор верят, что надев красную одежду, они станут смелее и получат больше шансов одержать победу.
И, как ни странно, это работает, цветовые ассоциации создают свою собственную реальность, действуя на подсознании. К примеру, психологи установили, что спортивные команды, чья форма выполнена в красных тонах, чаще одерживают победу.
Вплоть до появления красок на синтетической основе и цветных дисплеев, цвет был неотделим от физических, природных материалов, из которых он изготавливается. Некоторые оттенки красок ценились гораздо выше других, потому что добыть их было гораздо труднее.
Взять хотя бы тирский пурпур, которым окрашивался шелк. Это благородный цвет, одежду из которого могли носить только знатные люди и вельможи. Этот краситель было очень трудно получить, основой для него была переработка морских иглянок — брюхоногих моллюсков. На одну мантию их нужно было около 10 тыс., поэтому цена краски была высока. Тем не менее в современном понимании это богатое с исторической точки зрения цветовое сочетание даже не является цветом. Это скорее множество пурпурных, красных и синих оттенков.
Увлекательной историей окутаны практически все цвета. Взять хотя бы ультрамарин. Этот цвет был получен при шлифовании полудрагоценных камней, а умбра — при обработке земли из итальянского региона Умбрия. В свою очередь, цвет жженой сиены происходит от выжженной земли Сиены (также в Италии).
Мы только недавно начали воспринимать цвета отдельно от их материального аналога в природе. При этом, если раньше вы не могли найти тот или иной цвет в физическом проявлении, его попросту не существовало.
Теперь, в эпоху синтетических красок и сверхчувствительных дисплеев с невероятной цветопередачей, цветов и оттенков стало гораздо больше. В качестве эталона нередко рассматривается цветовая модель Пантон (Pantone Matching System), разработанная еще в 1963 году. В эталонной системе предусмотрено 1867 цветов. Конечно, большинство из них практически не используются, или используются неосознанно, например, художниками в своих картинах.
Человеческое зрение воспринимает около 150 "основных" цветов и сотни тысяч оттенков, включая светлые и темные. Современные мониторы и телевизоры с системой TrueColor обеспечивают 24-битную глубину и показывают нам до 16,7 млн цветов. Но проблема в том, что для человеческого зрения достаточно и 18-битной глубины цветов, которая показывает около 262 тыс. цветов. Разница для нас практически незаметна.
Ладно, оставим вопрос о бесконечном множестве цветов и вернемся к современному пониманию цвета. В этом плане мы многим обязаны Исааку Ньютону. Да, тому самому ученому, который сформировал массу научных законов.
Итак, Ньютон заметил, что если направить белый цвет в призму, то на выходе получится целый красочный градиент. Более того, если снова соединить все полученные цвета, то снова получится белый. Сейчас для нас в этом факте нет ничего удивительного, тем не менее до этого момента смешивать цвета было недопустимо.
Это считалось плевком в лицо природы. Пигменты были уникальными природными веществами, а смешение, как верили люди, их просто "убивало". Можете вообразить, каково были удивление этих консерваторов, когда они обнаружили, что все цвета скрыты в белом свете вокруг нас?
По своей сути, круговая радуга Ньютона была непрерывным градиентом. Чтобы зарисовать ее, он спроектировал свет на стену и попросить своего ассистента нарисовать линии, разделив весь спектр на 7 равных участков. Это были такие цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый.
Почему он выделил именно 7 цветов? В то время этой цифре отводилась значительная роль: было 7 дней в неделе, 7 открытых на тот момент планет и 7 нот. По сути, 7 цветов виделись как еще один аспект загадочного порядка бытия, в котором эта цифра была чуть ли не вездесущей.
Итак, эти 7 цветов и были цветовым колесом Ньютона. Это линейный спектр, который отлично иллюстрировал "отношения" цветов в световом луче: как они смешиваются и преломляются, получая новые цвета и оттенки. Тогда же начали появляться и первые определения, связанные с теорией света.
Тем не менее, теория света в том виде, в которой она известна сейчас, сформировалась позднее, в начале XIX века писателем Иоганном Вольфгангом фон Гете. Все свои соображения на этот счет он опубликовал в книге "К теории цвета". К слову, в этой работе уже давались определения тени, аберрации и преломления.
Если Ньютон видел в своем круговом кольце единство и порядок, Гете обнаружил здесь противоречия. К примеру, он заметил, что некоторые цвета при смешении заглушают друг друга. Вот, например, видели ли вы когда-нибудь зелено-красный, или желто-голубой цвет?
Первое, что вам скажут на уроках живописи — это то, что нарисовать закат/восход/освещенное солнцем небо, плавно сделав градиент между теплыми желто-оранжевыми и холодными синими цветами не получится: вы получите только зеленую мазню, отличительную черту необразованных и не чувствующих цвета новичков. Да, вот почему в картинах часто к голубому от желтого подходят через красный и фиолетовый: только так можно избежать бурой мути и сохранить яркость цвета на полотне.
Также Гете принадлежит много современных идей о том, как работают цвета. Он описал их как теплые и холодные. Эта идея и до наших дней играет ключевую роль в дизайне и массе других сопутствующих понятий. Этому теперь учат в школах и садиках.
После Гете, теорией цвета занялись и другие выдающиеся умы. Они пытались модернизировать и усложнить имеющуюся линейную палитру. Многие мечтали представить цвета в трехмерном твердом теле: пирамиде, сфере или цилиндре.
Другие исследователи пошли еще дальше, усложнив задачу. Так Альберт Манселл, талантливый художник, преподаватель искусств и основатель Munsell Color Company был одержим идеей присвоить каждому цвету свою точку в трехмерном пространстве. Сами словесные определения он считал глупыми, поэтому жаждал заменить их на математические точные понятия, в которых уже были бы понятия цветового тона, светлоты и насыщенности.
Результатом его работы стала колориметрическая система Манселла. Эта система до сих пор в ходу и используется везде: от классификации цвета волос и кожи в криминалистике, вплоть до получения идеального цвета при производстве пива.
Позднее над теорией цвета работал и художник Йоханнес Иттен. Его цветовое колесо имело семь форм контраста: оттенок, значение, температура, дополнение, одновременный контраст, насыщенность и контраст по расширению. Да, он также верил в мистическое значение числа "7", несмотря на то, что жил гораздо позже Ньютона. Он входил в круг последователей культа огня Маздазнана, который является "перерождением" средневекового культа Маздакизм.
Время шло, появлялось еще больше цветовых схем, и каждая из них была еще любопытнее и сложнее своих предшественниц. Только в сороковых годах прошлого века цвет стал персонализированнее. Сюзанна Кейгилл предложила рассматривать его с точки зрения стиля и моды. Она предлагала своим клиентам специальные цветовые палитры. Этим же занимался и Роберт Дорр, только он пошел дальше и учитывал в работе то, как цвета сочетаются с цветом лица и оттенками кожи.
А дальше произошел настоящий бум: первые цифровые мониторы семидесятых годов использовали уже цилиндрические цветовые пространства. Все, цвета навсегда отделились от своих природных аналогов. Они превратились в математически-техническую модель.
Читайте также: Топ-3 палитры цветов 2019 года: королевский синий, живой коралл и золотая осина
И что дальше?
Чуть раньше ученые создали аддитивную модель. Согласно ее положению, основными можно считать только 3 цвета всего многообразия оттенков: это красный, синий и зеленый. Теперь, в зависимости от того, в какой пропорции смешиваются "полосы" этих основ в каждом пикселе нашего монитора, мы видим тот или иной цвет.
У нас есть множество цветовых моделей, которые нашли свое применение в различных областях деятельности человека. В их основе лежат различные взаимодополняемые модели. Также выделяют множество цветовых пространств, которые стали эталоном для сравнения оттенков между собой.
Нужно понимать, что наше восприятие цвета переменчиво, поэтому большинство существующих моделей было адаптировано для лучшего восприятия света нашими органами. Из-за того, что цветовые рецепторы по-разному реагируют на разные цветовые волны, мы видим гораздо больше оттенков в одной цветовой гамме, чем в другой.
Есть и такие цветовые модели, которые совершенно не учитывают теорию цвета и ориентированы только на человеческое восприятие. Взять хотя бы систему естественных цветов, которая напрямую связанная с теорией цвета Гете. Представленная ниже трехмерная модель отражает виденье цветов в рамках этой концепции.
Кроме непосредственно органов восприятия, за то, как мы видим цвета, отвечает и наш мозг. Он постоянно корректирует сигналы в зависимости от контекста, в котором происходят события. Цвета постоянно меняются и, в зависимости от ситуации, мы видим их по-разному. Вот почему возникают эти множественные споры. Например, какое, по вашему, было то самое платье, золотое или все таки синее?
Справедливости ради стоит отметить, что не последнюю роль играет и цветопередача мониторов. На большинстве устройств она отнюдь не безупречна.
Но, в то же время, у нас есть масса инструментов, которые математизируют цвета. Взять хотя бы один из инструментов в Adobe. В рамках его использования вы можете сделать фото того или иного объекта, а потом распознать цветовую гамму, используя полученное фото.
Отдельного внимания заслуживают и генераторы цветовой палитры. Используя их, можно без труда подобрать подходящие цветовые решения для своего проекта. Применение всех этих инструментов облегчает жизнь тех, кто работает с цветом. В первую очередь, дизайнеров и всех, кто создает/редактирует изображения.
Точность наших собственных инструментов восприятия оставляет желать лучшего. Кроме того, все мы индивидуальны, а на то, какими мы видим цвета, влияют не только физиологические особенности, например, дальтонизм или цветоаномалия, но и культурный подтекст. Люди меняются, и с ними меняется и восприятие цвета.
Технологии будут продолжать улучшаться, а мир — развиваться, вместе с ними в динамике будет находиться и наше понимание цвета. Если Ньютон в свое время сумел отделить цвет от его физических "аналогов", то мы с вами в скором времени сможем отделить его и от света.
Читайте также: Почему современные авто так похожи друг на друга
Представьте себе мир, где наши глаза полностью закрывают специальные нейронные импланты. Мы уже не видим реальность, а воспринимаем ее через эти устройства, передающие сигнал, минуя глаза, сразу в наш мозг. Это позволило бы видеть больше цветов, да и сами оттенки были бы гораздо насыщеннее. Мы бы перестали зависеть от точности наших органов восприятия. Не нужно думать, что это какая-то далекая научная фантастика. Практически все, чего человечество достигло сегодня, тоже когда-то считалось не более, чем плодом воображения.
Еще до Ньютона Рене Декарт считал, что цвет — это нечто отдаленное от физической реальности. И в скором времени мы, возможно, сможем переоценить его вклад в науку, назвав отцом новой теории цвета.
Люди, которые сейчас работают с цветовыми сочетаниями, должны воспринимать цвет интуитивно. Более того, они должны без слов уметь объяснить то, что же собой представляет каждая эта качественная субъективная характеристика предметов. Мы так и будем теряться в догадках, немея, когда нас просят объяснить, что же такое цвет, пока однажды кто-то все таки не придумает, как же это точно описать.
По материалам Medium