Что это
Первый слой - история (1940-е - 2010-е) стремительного превращения Ирландии из глубоко католической в глубоко пофигистическую страну, в которой новомодные пабы открывают даже в бывших церквях (этого в книге нет, немного отсебятины).
Второй слой - рассказ об инаковости. От осознания себя - другим, через попытки быть конформистом и вести двойную жизнь к отстаиванию себя настоящего и покою. И речь не только о главном герое-гомосексуале.
Для кого это
Фанаты Ирландии и Дублина будут рады мысленно побродить по любимому городу. Тринити колледж, Графтон стрит, О'Коннел стрит и колонна Нельсона - все это в книге упоминается многократно. Другое дело, что могло бы быть поатмосфернее: если не знать как оно там, в настоящем старом пабе с Гиннесом, или на узкой лестнице подъезда, ведущей к крошечным комнаткам, - то по сценам из книги картинка перед глазами не рисуется.
Для тех, кому нужно утвердиться в мысли, что "и это пройдет". Обо всех передрягах, мытарствах, драках и побегах главный герой рассказывает с легкой иронией и без истерик. Было, прошло - и замечательно, принимаем. Пожалуй, только от потерь щемит грустью. Но все равно она - светлая.
Что хорошо
Первая глава. История про матушку главного героя, ирландскую провинцию, дикие католические нравы - затягивает, и написана очень сочно. Прямо пахнет свежей травой с изумрудных лужаек и раздаются гулкие шаги в крохотной деревенской церкви. Несколько раз ловила себя на мысли, что хотела бы прочитать отдельную книгу об этой героине.
Последние главы. Если до них все-таки добраться, откуда-то берется нежность к главному герою. Трогательнейше переплетены голоса из прошлого у него в голове с реальностью. Возможно даже всплакнуть в конце!
Подход к повествованию. Хитро рассказано о поворотных эпизодах жизни Сирила, при этом кульминация всегда опущена (здесь следовало бы привести пример, но это были бы слишком жирные спойлеры). Катарсис никогда не наступает - и поэтому ощущается, что рассказ идет от имени старика, который произошедшее давным-давно осмыслил, бережно хранит в памяти и может легко иронизировать над собой тогдашним.
Здоровая ирония героев по отношению к себе и между собой. Отец-отчим иронично напоминает сыну, что тот - приемыш. И читателю от этого не трагично, не обидно, а ясно, что сын это принял - и все равно любит отца до самого конца. Невеста, от которой жених сбегает сразу после свадьбы на пару десятилетий - потом мило припоминает ему это при каждой встрече. Никто не таит вселенских обид, все рассказывают друг другу о своих чувствах, полнейший каминг аут.
Что плохо
Количество употреблений слова "елдак" превышает все возможные лимиты (интересно, что там было в оригинале). Чуть не бросила читать на главах, посвященных дублинскому разгулу нашего героя. Многочисленные описания беспорядочных совокуплений со случайными гомосексуалами в общественных туалетах, парках и закоулках города - ну такое. Но после прочтения уже кажется, что этого эффекта автор хотел добиться намеренно, ибо Сирил был сам себе отвратителен в этот момент, так пусть же и читатель помучается.
Про "поатмосфернее" уже написала. Ирландскости мне хотелось больше: книга меня привлекла именно зеленым трилистником на обложке.
В сухом остатке
Несмотря на попытки бросить - скорее да, чем нет. К концу накрывает, насколько же огромные изменения произошли с ирландским (и не только!) обществом на протяжении жизни всего лишь одного человека. Избавление от двоемыслия (когда полстраны делают ночами то, что днем на публике осуждают) - приносит облегчение и читателю в том числе.
А еще к концу очень тепло от благодарности и принятия, с которым Сирил рассказывает о своей длинной жизни.