Найти тему

Перформанс: до чего способны дойти люди, получив абсолютную власть над чужим телом?

Марина Абрамович во время перформанса "Ритм 0"
Марина Абрамович во время перформанса "Ритм 0"

Перформанс рождает не возлежащих на холстах Венер и высеченных из груд камней Давидов, он являет миру произведения, главными сюжетами которых являются сами художники, а вернее, их действия.

Данная форма искусства зародилась в 20 веке из слияния множества других форм: футуризма, дадаизма, сюрреализма. Она была критично воспринята публикой, но, тем не менее, очень скоро стала современной альтернативой таким традиционным формам искусства, как живопись и скульптура.

Бросая вызов традиционному визуальному искусству, перформансы пестрят разнообразием своих проявлений: иногда это единичное событие, а иногда повторяющийся ритуал; часто они напоминают развлечения, а порой пугают публику отсутствием каких-либо видимых рамок.

Одним из самых шокирующих перформансов был проект югославской художницы Марины Абрамович «Ритм 0», проведенный в 1974 году в Неаполе.

На длинном столе в выставочном павильоне лежали 72 предмета, которым любой желающий мог воздействовать на объект. Объектом была сама Марина. Перформанс продолжался 6 часов и наглядно показал, до чего способны дойти люди, получив абсолютную власть над чужим телом.

В течение этих 6 часов Марина получала и поцелуи, и шрамы. Ее кожи касались как лепестки розы, так и ее шипы. Упиваясь безнаказанностью и отсутствием сопротивления со стороны «объекта», некто и вовсе приставил к виску Марины заряженный пистолет, положив на курок ее же палец. Безумцу не дали воплотить задуманное более милосердные зрители.

Мораль этого перформанса понятна и без объяснений:

«Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить. Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить»
(Марина Абрамович)