Найти тему
Газета Солидарность

Закрывать ли гипермаркеты в выходные

Оглавление

Запретить или не запретить сетевым магазинам работать в воскресные дни? Этот вопрос опять всплыл в Совете Федерации. Почему? И чем реализация законодательной инициативы грозит покупателю? А бизнесу?

В начале 2000-х годов я впервые попал в Германию. В воскресенье ехали на автомобиле к друзьям в небольшой поселок Бад-Берка и по дороге решили купить поесть, но все сетевые магазины не работали! Оказалось, что там в выходные дни работают только небольшие магазинчики, расположенные чаще на заправках. Но это же страшно неудобно, подумалось мне. Как же немцы терпят такой произвол? Но друг-немец объяснил, что это закон - его надо уважать, а люди привыкли, планируют покупки и делают их заранее. Надо сказать, что и мы как-то быстро приспособились.

ИНИЦИАТИВА-ПОПЛАВОК

Прошло несколько лет, и в 2008 году сенатор Сергей Лисовский впервые заговорил о законодательном ограничении работы гипермаркетов по воскресным дням. Предложение, правда, не попало в принятый в 2009 году закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ”, но с тех пор вносится регулярно. И каждый раз его не поддерживают.

Вот и в феврале 2019 года тема вновь всплыла. Теперь вроде как с инициативой выступил член комитета СФ РФ по науке, образованию и культуре Алексей Кондратьев. Он предложил закрывать в выходные не только гипермаркеты, но и супермаркеты (понимай “Перекрестки”, “Пятерочки” и “Магниты”), и сети оптового формата с большим ассортиментом товаров (это METRO Cash&Carry). Сделать как в Германии: с 20:00 пятницы крупные сети закрыты до утра понедельника. А продукты граждане могут приобретать в небольших магазинчиках.

СМИ запестрели комментариями: люди имеют право пойти в выходной, скажем, в “Ашан”. А сенатор дал опровержение: он, дескать, выступал по другому поводу - против магазинов с алкоголем рядом с учебными заведениями. И Минпромторг разъяснил: у нас торговых площадей вдвое меньше, чем в западных странах, а значит, мы не созрели для такой новации.

Так говорил или не говорил? Что это было - вброс, а потом одернули? Не столь и важно. Важно, что опять никто не удосужился обсудить этот вопрос публично. Выяснить суть. Давайте разберемся, почему тема режима работы магазинов снова всплывает в СМИ. И чем эта инициатива может обернуться для покупателей, для занятых и для торговых предприятий.

КАЖДОМУ СВОЕ

По первому вопросу просто. Нужен пиар? Предложи что-нибудь изменить в торговле, ведь все разбираются в ней, в магазины ходят. Прояви заботу о малых предпринимателях, о занятых в торговой сфере людях. Проведи в законе поправку и отчитайся в том, что способствовал развитию малого бизнеса. Не провел - просто бесплатно напомнил о себе.

Но дело в том, что инициатива слишком масштабна. Организации, которые закон определяет как торговые сети, обеспечивают 35 - 47% продовольственного оборота страны, а в Санкт-Петербурге - 88%. И большинство сетей принадлежит крупнейшим холдингам, с огромным административным ресурсом: “пробить” инициативу против их интереса без политической воли вряд ли получится.

А какое воздействие эта инициатива окажет на повседневную жизнь? Как ни странно - позитивное. Персонал сетевых магазинов (а это сотни тысяч людей) при пятидневке получит такие же выходные, как и у большинства работающих. Сможет провести в выходные время с детьми, пойти в гости или в церковь.

Покупатели тоже получат полноценные выходные, свободные от магазинов. И смогут уделить больше времени семье, культурному отдыху, вылазкам на природу. Научатся делать покупки заранее. Некоторое неудобство получат туристы, но они чаще питаются в гостиницах и в продовольственные магазины ходят реже.

И малый бизнес будет в плюсе - перехватит покупателя, которому срочно что-то потребовалось. Да и сетевая розница не так много потеряет. По моему опыту, процентов 90 “потерянных” продаж можно “отбить” в другие дни, а при необходимости - продлить время работы в будни и вернуть больше. Так что можно и поделиться с малыми предприятиями, которые еще сохранились. Да, возникнет проблема, что делать в субботу и воскресенье с продуктами с коротким сроком годности, но не так сложно скорректировать заказы на пятницу и понедельник.

Несколько сложнее с торговыми центрами. Многие из них потеряют якорных арендаторов в воскресные дни, как и часть клиентов, сочетающих покупки с развлечениями. И здесь надо отдать решение в руки операторов этих центров, да и арендаторам из числа малых предприятий нужна альтернатива.

*   *   *

Подведем итог. Запрет работы сетевого бизнеса в выходные может принести пользу, если подойти к делу грамотно, взвешенно, с участием специалистов. И если целесообразно внедрять его, то не с подачи сенаторов или депутатов, а по инициативе малого бизнеса и отраслевых профсоюзов (объединений) работников.

Игорь Чеглов, доктор экономических наук