Об интеллекте и сознании. Развитие и перекодировка мышления.
Мы уже неоднократно отметили, особое значение роли мышления, его изменения и оптимизации, для общего процесса трансформации и освобождения Сознания. Также, в этой связи, мы обратили внимание наших читателей, на некоторую тенденцию, негативной критики в адрес логического мышления и интеллектуального способа познания вообще: причём, занимательным в факте этой критики, и сформированного этой критикой недоверия к интеллектуальному познанию, нам показалось то обстоятельство, что в процессе этого "наезда" на логику и интеллект, объединились, как "властители дум", так и (выразимся довольно необычно), интеллектуальные "низы" - и конечно, и у первых и у вторых, есть свои, различные обоснования причин этого недоверия и обструкции.
Поговорим сейчас,(опять же, в максимально сжатом виде, как всегда), о первых - о причинах заставляющих "интеллектуальную элиту" относиться к интеллекту с недоверием( звучит, несколько тавтологично, но это так).
Откуда взялся этот стихийный "антиинтеллектуализм", то впадающий в восхваление "мира подсознания", то воспевающий высшие, интуитивно-медитативные способы познания и мировосприятия?
Оценке этого явления, поможет известная народная мудрость: "слышал звон, но не знает откуда он".
Говоря иначе, вся эта антиинтеллектуальная истерия, базируется на ложно, неправильно понятых идеях, вернувшихся в оборот европейской философской мысли, либо из древних метафизических доктрин, либо из "восточных" (хотя, почему допустим христианство не является "восточным" учением, а буддизм является - этого наверно, не объяснит никто!) учений, типа адвайта-веданты, или буддизма.
Но, порою лучше не знать вообще о какой-либо идее, нежели понять её ложно, а потом ещё и вольно интерпретировать, вырабатывая в итоге некий продукт, выдаваемый за квинтэссенцию древней, традиционной мысли.
Не будем касаться метафизики, потому что потом нам долго придётся выбираться из дебрей, но вот что касается буддизма..
Конечно, многие цитаты из буддийских трактатов, можно интерпретировать как критику "ума" и недоверие к интеллектуальному анализу. И да, на самом деле, наше сознание, наше мышление, наш интеллект - несовершенны и ограничены. Если бы это было не так, мы не были бы склонны к столь частым сменам взглядов и позиций, к ошибкам в поступках и прогнозах, непониманию и неосознанию.
Но мышление, и осуществляющий процесс мышления интеллект, это базис и основа нашего Сознания. Именно поэтому, в первоначальном буддизме и дзене, уму, придавалось столь огромное значение. Ум - надо смирить, ум надо дисциплинировать, ум надо подавить - да, да, да! Но только, вначале, уважаемые метафизики, ум необходимо развить, укрепить и придать ему необходимые степени свободы..
Любой, протекающий как технология( в отличии, от какого-нибудь спонтанно текущего, или внезапно происходящего) процесс освобождения Сознания, может и должен начинаться с коренной
перестройки, укрепления и развития сознания, то есть, мышления. Вначале, мышление должно измениться, и потом изменится поведение и лексика, пневмофизические упражнения(о которых мы писали в первой части этой главы) начнут приносить перемены в потоке Сознания, и только тогда медитация перестанет быть самообманом и мистификацией и т.д.
Конечно, как уже отмечалось в начале главы, все методы изменения, применяемые в комплексе - это наикратчайший путь к освобождению: но из семи инструментов, о которых мы ведём речь, метод работы над изменением мышления, является наиглавнейшим и поэтому этот метод, мы поместили на четвёртую позицию, как срединный, как сердце ПсихоТехники.
Каков же механизм изменения сознания-ума, как изменить мышление и возможно ли поменять, скажем так, "параметры" интеллекта?
Начнём с того, что существует множество видов и типов интеллекта и этим фактом обьяснимо то обстоятельство, что кто-то гениален в шахматах, но не может, например, научиться вождению автомобиля, велик как футболист, но не может возвести в квадрат однозначные числа..Довольно распространён в исскустве тип учёного, смело манипулируещего сложнейшими формулами и не умеющего завязать шнурки: а ведь во всех этих случаях, задействован интеллект - но почему гении бывают так беспомощны в повседневной жизни, а многие люди с "золотыми руками", сноровистые и ловкие, бывают абсолютно невосприимчивы к любым абстрактным идеям и представлениям?
Это происходит, именно по причине участия в решении задач, разных типов интеллекта: развитие этих типов в процессе жизнедеятельности, то какие типы интеллекта более используются человеком в повседневной жизни, определяет развитие и вектор его мышления.
Исаак Ньютон, человек биография которого свидетельствует о нём, как о выдающемся учёном, сочетавшем в себе как способность к абстрактному мышлению, так и к решению практических задач, оставил нам весьма примечательную фразу:
" Гений - это внимательность".
Человек, внимательный к своему сознанию, пусть даже не очень "одарённый" от Природы, может достигнуть гораздо большего в своём мышлении, нежели тот, кто будучи безмерно одаренным, не сумел организовать своё мышление.
Глубокие умы, рождаются и умирают, так и не проявив своей глубины - и только по одной причине: невнимательности к своему сознанию, или скажем иначе, неорганизованности своего сознания-мышления.
Для чего нам в ПсихоТехнике, нужна оптимизация, структурирование и самоорганизация мышления? Для самого главного: Освобождения Сознания, так как это, повторимся ещё раз, самая значимая точка сдвига, прибегая к математической терминологии, точка бифуркации Сознания, движимого по аттрактору, то есть по заданной траектории.
Изменение мышления, по ПсихоТехнике, это в большинстве случаев(но не во всех случаях, потому что возможны исключения) первое серьёзное, масштабное изменение системы Сознания и его значимость огромна: оно приобретает особый смысл и характер, не только само по себе, как движение в отношении Освобождения, но и по причине того, что это изменение видимо и непосредственно сказывается на всей текущей жизни человека - постепенно меняется его речь, поведение, отношение к себе и к окружающим. Это влечёт за собой кардинальные перемены в жизни - изменение социального статуса, повышение эффективности жизнедеятельности, более оптимальный подход к решению любых задач и проблем.
Иными словами, это изменение внутри человека, которое в скором времени перетекает в качественно иную плоскость и проецируется на внешний мир.
Люди вокруг, видят в вас новую личность и понимают, что имеют дело с человеком, которым трудно манипулировать, которого трудно напугать или обмануть, и это меняет их отношение к вам.
Так как же практически менять своё мышление?
В ПсихоТехнике, есть практические упражнения и исходя из той мысли, что у разных людей, доминирующими типами интеллекта являются разные типы, использование этих упражнений, должно быть определено индивидуально.
Принцип таков:нужно использовать эти упражнения, руководствуясь пониманием того, какой тип интеллекта наименее развит, какая часть интеллекта мыслительного "аппарата", наиболее нуждается в тренировке и "прокачке".
Первые упражнения, которые можно начать применять - это упражнения на быстрочтение, умение оперировать большими числами(умножать, вычитать, складывать, возводить в степень), а также упражнения для развития памяти т.н. мнемотехника, любимое занятие, одного из самых интересных персонажей Эпохи Возрождения, знаменитого мага и подлинного философа, Джордано Бруно.
Также, индивидуально для каждого человека, могут подбираться другие упражнения, список которых намного шире перечисленных здесь( одним из традиционно дзенских упражнений является решение коанов, логически необъяснимых и нерешаемых задач, которые наставники ставят перед учеником, и стараясь решить которые, ученик вынужден выходить за рамки линейно-логического мышления).
Другая техника - (назовём это привычное занятие таким образом) это чтение или прослушивание развивающей Сознание и мышление литературы: мы уже рекомендовали две книги Тимоти Лири, но в конце книги приложим более полный список литературы, чтение которой, может помочь
"расширению" сознания.
И наконец, одна из главных техника, которая серьёзно отличается от других. Главное отличие в том, что её самостоятельное практикование невозможно, и ученику, необходимо проводить её в сотрудничестве с человеком (или группой людей), чей уровень (желательно! Но не обязательно) ПсихоТехники (не знания ПТ, а просто уровень ПТ, то есть состояние Сознания) выше уровня практикующего.
Речь идёт, о практиковании того, что в европейской философской традиции, принято называть "сократическим диалогом" и мы, понимая условность такого названия, также можем им при необходимости воспользоваться: впрочем, обычно будем называть это действо просто Диалогом.
Потому что в принципе, осмысленный и целенаправленный диалог, обмен мнениями и надвербальными посланиями ( выраженными в жестах, позах, интонациях и прочем) зачастую даже между равными по скажем так, "психотехническому потенциалу" людьми, зачастую приводит к нужным результатам - а искомый результат, это нахождение смысла и обнажение в процессе проговаривания тех скрытых пластов причинно-следственных связей, которые вне этого диалога не осознавались.
Ведение подобного Диалога, несомненно требует знания и мастерства, однако нужно отметить, что иногда в ходе совершенно случайно возникшей беседы, собеседники обнаруживают в себе понимание вроде бы простых и очевидных вещей, которые до этого абсолютно не осознавались на уровне мышления: как мы уже образно отмечали, не были выведены на "монитор сознания", а оставались в его( сознания-мышления) закоулках.
Но случайно возникающая беседа, может помочь, а может и нет - в конце концов, она может просто не состояться..а психотехнический Диалог, это целенаправленная практика, ставящая перед человеком, вполне определённые задачи и следующая согласно определённым, хотя и интуитивно очерченным алгоритмам: здесь многое зависит от более " сильной" стороны - того человека который направляет ход Диалога; хотя по сути, это некое упражнение, полезное для всех сторон.
Как всегда, мы не будем останавливаться на деталях этого довольно увлекательного упражнения: скажем в заключении, что оно во первых, требует чёткого и логичного мышления, хорошо развитых речевых навыков, интуитивно-психологического подхода от Ведущего, и немалой доли откровенности от Вопрошаемого - готовности, признать за собой нечто такое, что выставляет тебя, в не самом приглядном свете: но именно это является неким логическим катарсисом, приводящим к декодированию мышления и способности видеть мир и себя в более объёмном и объективном ракурсе.
В итоге, вот таковы вкратце, основные упражнения:
1) развитие того типа интеллекта, который наименее используем,
2) тренировка внимательности и самоорганизации мышления,
3) тренировка памяти, быстрочтения, счётно-вычислительных способностей
4) проведение целенаправленного Диалога, нахождение "утерянных" смыслов, развитие способности чётко формулировать вопросы, ответы и вообще выражать свою мысль.
Практиковать эти упражнения, хорошо не только для людей ставящих перед собой глобальные психотехнические цели, но и для тех, кто просто хотел бы, говоря массово-идиотским языком, "добиться успеха в жизни": ведь их "эффективность", как работников, как инструментов, возрастёт - ведь этого они добиваются?
Впрочем, изменив своё мышление, может быть, им захочется чего-то большего нежели
пресловуто-непонятный "успех"?