Грузия всегда была богата на талантливых людей в различных сферах искусства. Вот и в кинорежиссуре Грузии советского периода появилась плеяда самобытных режиссеров, которые создали свой мир кино - мир людей гордых, но справедливых и остро чувствующих историю своего народа. Лана Гогоберидзе - заметный представитель этой плеяды.
Лана Левановна в своих картинах обращается к разным периодам истории Грузии. В центре внимания почти всегда - женщина, преодолевающая жизненные испытания. Нелегкая судьба грузинской женщины - главная тема в творчестве Л.Гогоберидзе. В некоторых фильмах ее идеи имеют уклон в феминизм, тем самым режиссер подчеркивает устаревшие социальные формы в грузинском обществе, особенно те, что касаются дискриминации женщин. В этом, как ни странно, отличие Ланы Левановны от других советских женщин-режиссеров, которые, в основном, подходят к женской тематике скорее с "душевной" стороны, нежели с социально-политической. Но так сложилось, что именно в Грузии эта тема проявилась столь остро, и Лана Гогоберидзе стала ярким ее выразителем.
Что касается непосредственно ее фильмов, то, к сожалению, они немного разочаровывают. Если судить строго, уровень режиссуры Гогоберидзе в большинстве работ невысок. Видно, что режиссер не боится брать в руки ценный материал, но вот как с ним обращаться... Основной недостаток - преобладание социальных идей над художественными, как следствие, скудность художественных средств, непродуманная композиция, слабый ритм (выражаясь современным языком, не хватает драйва - движения "картинке"). Это касается фильмов "Под одним небом", "Я вижу солнце", "Несколько интервью по личным вопросам" (здесь общую унылость скрашивает участие Софико Чиаурели).
Еще был водевиль "Переполох" (1975) - попытка разнообразить серьезные темы легким жанром. Все-таки жанр комедии оказался чужд таланту Гогоберидзе, и больше она к нему не возвращалась. Неплохим получился "Когда зацвел миндаль" (1972) - очерк из жизни современной грузинской молодежи. Здесь опять же преобладают социально-нравственные мотивы, но фильм получился более цельным и зрелищным. Два лучших фильма Л.Гогоберидзе - "Круговорот" и "День длиннее ночи". В "Круговороте" (1986) Лана Левановна наконец-то показывает женщину с "душевной", лиричной стороны, и это у нее получается намного лучше, чем прежде! "Круговорот", безусловно, достоин отдельного обзора, но все же главная строчка в фильмографии - это:
"День длиннее ночи" (1983) - программное произведение Ланы Гогоберидзе, двухсерийный эпический фильм, соединяющий два периода в истории Грузии. Как часто бывает в исторических романах и фильмах, здесь исторические события показаны глазами одного человека и пропущены через его личную судьбу. Точнее не "его", а "ее" - Евы.
Грузия начала 20-х годов прошлого века. Постепенно власть в стране захватывают коммунисты, скоро будет образован СССР, и Грузия станет одной из его республик.
Ну а пока в народе господствуют патриархальные устои, женщинам приходится подчиняться мужской воле.
Вот и Ева насильно выдана замуж на состоятельного предпринимателя, убившего ее возлюбленного. Но частный капитал по понятным причинам обречен на исчезновение, и супругам приходится переселяться в колхоз.
Там у героев происходят свои драмы и трагедии. После многих лет совместной жизни Ева догадывается, кто убил ее первого возлюбленного. Муж-убийца получает высший суд, Ева же остается одна до конца своих дней, так и не получив настоящего женского счастья. Судьба этой женщины предопределена. И дело не в том, что кто-то кого-то убил, а в том, что в обществе после смены политического строя по сути ничего не поменялось. Но надежду на лучшее будущее символизирует внук, который, жертвуя насыщенной городской жизнью, соглашается побыть с бабушкой в глухих горах.
Действие несколько раз прерывается интерлюдиями - выступлениями бродячей труппы. Интересный прием, выносящий идеи фильма за рамки конкретной эпохи.
"День длиннее ночи" - фильм гармоничный и берущий за душу, несмотря на социально-политическую направленность и уклон в феминизм. Всё лучшее, на что способна Лана Гогоберидзе как кинорежиссер, здесь присутствует.
В 90-е годы Лана Левановна ушла из режиссуры и активно занялась политикой, что вполне закономерно. Обычно была в оппозициях. Интересный факт: в 2010 году отказалась брать награду из рук Михаила Саакашвили.