У вас нет такого, что все вокруг на каждое движение ребенка говорят "МОЛОДЕЦ!"?
Я сталкиваюсь с этим везде и всюду: доел еду - "Молодец!, сказал спасибо - "Молодец!", не залез в лужу - "Молодец" и так далее. В конце концов ребенок ждет когда же ему скажут это заветное слово, а в самых запущенных случаях даже требует, чтобы ему все время говорили "молодец". В итоге дети делают не то, что им нравится, а то, за что можно услышать заветную похвалу. Складывается ощущение, что кроме "молодец", слов похвалы больше нет.
Так как же лучше хвалить ребенка?
Первое правило похвалы: не всегда уместно хвалить. Когда ребенок чем-то увлечён, нет необходимости отвлекать его внимание, нависая у него над головой со своими незваными комментариями. Как бы вы себя чувствовали, если бы в магазине, выбирая продукты, положили капусту в корзинку, а мимо проходящий покупатель воскликнул "Молодец!", выбрали хорошее авокадо, а вам с кассы кричат "Молодец!". Сколько времени вы сможете это выдержать, прежде чем закричите "Отстаньте от меня!".
Но есть моменты, когда ребенок ждет, что же вы скажете, как отреагируете. Какой ответ вдохновит его, а не расстроит?
1. Опишите, что вы видите.
Более эффективно просто описать, что вы видите (или слышите, или заметили, когда наблюдали за ребенком), чем оценивать.
Вместо того,что бы оценивать: "Ах, какая красивая картина!"...
...попробуйте сказать: "Я вижу синие линии, которые идут вверх и вниз по всеми листу. Ого, как они соединяются с этими желтыми шарами!"
Вместо: "Хорошая попытка"...
...попробуйте: "Ты бросил мяч до той линии. С каждым разом ты все ближе к корзине!"
2. Опишите влияние на окружающих.
Мы хотим чтобы наши дети выросли добрыми людьми. Поощряем их попытки помогать другим людям. Но нам нужно противостоять искушению оценивать их личность.
Вместо: "Ты хорошая девочка"...
...можно сказать: "Ты помогла мне донести пакеты до дома. Это существенная помощь!"
Вместо:"Ты самая лучшая сестра!"...
скажите: "Малышу нравится, как ты издаешь забавные звуки. Он улыбается!"
3. Опишите усилия.
Похвала очень сильная вещь, и, если ее неправильно применять, она может отвратить детей от тех занятий и поступков, к которым мы хотим их поощрить.
Вместо: "Какой ты умный мальчик!"...
...попробуйте сказать: "Ты приложил много усилий, что бы собрать этот пазл!"
Вместо: "Ты молодец, что оделась сама!"...
...скажите: " Ты продолжала тянуть замок, пока не застегнула молнию на кофте".
4. Опишите прогресс.
Если ребенок ошибается или что-то делает неправильно, очень хочется ему на это указать. Проблема в том, что критика во время неудачи обескураживает. А с другой стороны фальшивая похвала ("Не переживай, ты все делаешь правильно") может привести к негодованию ( "нет, я делаю все не так!"). Описательная похвала позволяет указать на прогресс так, что ребенок почувствует поддержку и неподдельный интерес.
Вместо того что бы указывать на минусы: "Твои буквы кривые, их невозможно читать. Тебе нужно постараться выстроить буквы хотя бы в одну линию!"...
...подчеркните плюсы и вы получите ребенка с высокой мотивацией: "Посмотри на эту букву "А"! Она сидит на строчке так ровно. Не проваливается сквозь пол и не взлетает к потолку пробивая его!", "Посмотри на большое расстояние между этими словами. Это предложение очень легко прочитать!"
И еще важное, когда хвалите, старайтесь не сравнивать.
Делайте упор на описание действий ребенка, его усилий, прогресса и влияния на окружающих:
"Ты сам надел ботинки. Могу догадаться, кто научит малыша завязывать шнурки, когда он станет старше. (Теперь он смотрит на себя, как на учителя младшего брата, а не конкурента).
"Спасибо, что ты собрала тарелки в раковину. Мне нравится когда помогают убираться".