Есть ли одна техника эффективных продаж, которая работала бы везде? Этот вопрос часто задают начинающие маркетологи, рекламщики, продавцы. Объективного ответа на него нет. Каждая методика показывает разный эффект в зависимости от бизнеса, потребительского сегмента. При обзоре любой схемы учитывают, как выстроена система продаж в компании, какие маркетинговые инструменты в ходу, мотивацию сотрудников.
Кому и когда необходима техника продаж?
Эффективная продажа – это навык, который нарабатывается не за один день. Статистика российского рынка занятости показывает, что дефицит в специалистах этой сферы высок. Не каждый хочет и умеет хорошо продавать. Если посмотреть верхний график, можно увидеть, что рынку требуются продажники – 27%, на нижнем графике резюме специалистов – 14%. Почти вдвое спрос превышает предложение.
Классическая техника продаж
Существует общепринятый классический алгоритм реализации продуктов, товаров или услуг. Разберем его по шагам.
Контакт. Продавец беседует с покупателем на посторонние темы, не связанные с предлагаемым продуктом. Со стороны это выглядит как «разговор ни о чём», но так создается благоприятная психологическая основа, чтобы сработала техника продаж. Профессионал воспринимается как приятный собеседник. Если удается выполнить правило «трёх да» - когда покупатель соглашается с продавцом – можно переходить к следующему этапу.
Определение потребностей. Обычно критерии выбора, потребности определяются заранее до встречи. При непосредственном контакте, выявление истинных желаний покупателя может занять до 60% времени общения.
Презентация товара/услуги. На этапе показа продукта, важно хорошо понимать все его преимущества, характеристики в разрезе выгод покупателя. Детально вы должны разбираться в следующем:
- Свойства, характеристики, особенности товара/услуги;
- Преимущества и недостатки;
- Качество;
- Стоимость;
- Что влияет на цену продукта.
Презентация должна доносить ценность товара/услуги, а не оперировать только максимальными скидками. Из каких составляющих складывается понятие ценности: соотношение качества и цены, а также эмоциональные и психологические характеристики продукта. Второй компонент ценности – это дополнительный сервис, полезная информация, демонстрация исключительности клиента и другое. Вкупе с потребностями, психологические инструменты воздействия повышают процент успешных сделок.
Любая техника продаж предполагает наличие следующих блоков информации в презентации:
- Данные о компании, история развития;
- Подробности создания продукта;
- Экономическая и психологическая ценность товара/услуги;
- Демонстрация экспертности продавца;
- Гарантии качества;
- Социальные доказательства: рекомендации, отзывы;
- Оффер – коммерческое предложение.
Важно лаконично донести информацию до потребителя, чтобы не «перегрузить» его лишними данными, но повысить желание совершить покупку.
Выявить это можно с помощью дополнительных вопросов после презентации:
- Походит вам наше предложение?
- Что вам понравилось?
- Насколько продукт решает ваши задачи?
Работа с возражениями начинается до контакта с потребителями. Маркетологи составляют перечень всех известных возражений в конкретной сфере, а дальше продумывают сценарии развития коммуникации с вариантами закрытия вопросов.
Советы:
- Каждое возражение должно иметь минимум один сценарий решения, лучше несколько.
- Ответы можно продумать так, чтобы перекрывать возражения клиента ещё до их появления.
- Не нужно спорить с покупателем, а тем более доказывать его неправоту. Сказать в лоб человеку, что он ошибается – не лучший метод. Используйте технику продаж «присоединение»: сначала согласиться с человеком, проявить заинтересованность его мнением, желание помочь, а после изложить свою позицию.
В 90% случаев возражения завязаны на стоимости продукта. Это такие фразы: «слишком дорого», «есть дешевле», «через онлайн можно сэкономить» и другие. Чтобы проработать их необходимо донести ценность предложения ещё на этапе презентации.
Завершение сделки. Классическая техника продажи товаров не заканчивается проработкой возражений, как могло показаться. Даже если человек знает ценность продукта и не имеет вопросов, не факт, что он готов купить.
Это можно проверить рядом наводящих вопросов: «подходит вам наше предложение?», «интересен вам продукт?», «вас устроит доставка на следующий день?» и других. Используйте следующие рекомендации, чтобы отточить технику продаж:
- Завершайте сделку так, будто положительное решение клиента уже получено. Применяйте уточняющие вопросы о доставке, установке, обслуживании. Такие уточнения настраивают покупателя на то, что покупку необходимо сделать.
- Обращайте внимание на дополнительные факторы, бонусы – это работает с нерешительными клиентами. Например, «с новым телефоном в комплекте защитное стекло и чехол».
- Используйте технику «положительных ответов», то есть так ставьте вопрос, чтобы клиент отвечал утвердительно «да». Если человек несколько раз согласился с вами, ему будет трудно психологически отказать вам.
- Повышайте ценность продукта для покупателя, создавайте чувство исключительности клиента.
- Создавайте чувство дефицита или уведомляйте о возможном повышении цены на товар. Есть психологический эффект, когда люди не готовы платить за продукт, но выкладывают деньги боясь потерять выгоду.
Классическая техника продаж, как и любая другая, подразумевает выполнение всех обещаний, которые продавец дает покупателю. Это основа доверительных отношений. Старайтесь в коммуникациях быть искренними, проявлять неподдельную заинтересованность мнением клиентов.
ТОП-9 современных техник продаж
Консультативные продажи. Метод подходит для реализации сложных продуктов/услуг, когда клиент не может сделать выбор. Консультации используются с 1970 годов как способ глубокого выявления потребностей и проблем покупателей. Специалист выступает в роли наставника, помощника в выборе.
Техника продаж включает 5 этапов:
- Представление себя или компании.
- Сбор информации. Выясняем, какие проблемы привели клиента к текущей ситуации.
- Делаем предложение на основе собранных данных, показываем ценность, выгоды товара.
- Обсуждаем стоимость в разрезе ценности продукта.
- Заключение сделки.
SPIN. Подходит в основном к сегменту дорогостоящих услуг или товаров. Впервые применил этот способ Нил Рэкхэм – маркетолог-исследователь. Суть в том, что человека подталкивают к нужным выводам, задавая четыре типа вопросов:
- Ситуация – понимание текущего положения, состояния.
- Проблема – потребности клиента, явные и скрытые.
- Извлечение – мотивация думать о том, что будет, если проблема не разрешится.
- Направление – представление, что будет, если проблема успешно устранится.
Концептуальная техника продаж. Подходит для сферы B2B. В основе лежит предложение не самого продукта, а концепции. Ориентир делается на качество, а не на количество. Перед сделкой клиента анализируют, а при общении – не уговаривают. Ключевым фактором в таких продажах является умение вовремя отказаться от сделки, если она невыгодна для какой-либо стороны.
Сегментация клиентов на «мой или не мой» проводится в три стадии:
- Анализ – определение «идеальной» концепции.
- Презентация концепции в нужном ключе.
- Определение интереса к покупке или сотрудничеству.
SNAP или гибкая техника продажи товаров. Подходит для работы на конкурентных рынках, где необходимо постоянно подстраиваться под меняющуюся ситуацию.
Основоположник метода Джил Конрат вывел четыре принципа SNAP:
- Не усложняйте. Необходимо упростить процесс сделки и полностью исключить непонятные соглашения.
- Будьте уникальны. Демонстрируйте свои преимущества на фоне конкурентов.
- Соответствуйте. Потребности клиентов должны быть тождественны вашему предложению.
- Повышайте приоритетность. Показывайте «незаменимость» продукта по отношению к другим предложениям на рынке.
Челлендж продажи. Нестандартность данной методики открыла новые горизонты в работе с нишей B2B. Брент Адамс и Мэттью Диксон вывели три стадии челленджа:
- Обучение. Построение имиджа эксперта, определение точек роста, решение проблем и новый подход к бизнесу.
- Адаптация. Выявление потребностей клиентов, установление доверительных отношений, решение проблем.
- Контроль. Продажник ведёт клиента до совершения сделки. Важно на первом и втором этапах установить максимально хорошие отношения, чтобы покупатель доверился экспертности специалиста.
Sandler техника. Названа так по имени разработчика – Дэвида Сэндлера. Суть во многом схожа с концептуальными продажами. То есть не держимся за клиента, если он не заинтересован. Подход заключается в качественной проработке аудитории на стадии маркетингового исследования.
Клиентоориентированная техника продаж. Используется метод для продаж в среде B2B с высоким уровнем конкуренции. Все этапы сосредоточены вокруг решения проблемы клиентов.
Выделяют следующие стадии:
- Персональный подход, не используются шаблоны в конкретной ситуации.
- Заинтересованность задачами клиента, а не использование заготовленных скриптов ответов.
- Коммуникация с ЛПР.
- Сначала решение проблемы, потом продажа услуг/продукта.
- Сначала задачи клиента, потом налаживание отношений.
- Быстрое закрытие сделок, отказ от бесперспективных направлений.
- Подстройка под сроки клиента.
- Мотивировать, а не уговаривать.
AIDA – активная техника продаж. Она отражает навык успешного заключения сделки, когда в процесс вовлекаются внимание, интерес, желание и действие покупателя. Такой подход используется в написании продающих текстов, составлении объявлений, при реализации товаров.
- Привлекаем внимание. В конкурентной нише необходимо первым делом привлечь покупателя к продукту, а потом уже работать с его вниманием.
- Разбудить интерес. Заинтересуйте покупателя сразу выгодами, преимуществами товара, услуги.
- Разжечь желание. Побудите клиента думать о позитивных изменениях в жизни после покупки продукта.
- Подтолкните к действию. Дайте возможность купить продукт быстро и просто.
ПЗП – активная техника продаж. Довольно простая, но эффективная формула.
Состоит из трех пунктов:
- Привлечь внимание «П» - сложность первого шага в том, что часто приходится привлекать людей, которые даже не задумывались о покупке товара. 90% людей не читают рекламные послания, они их замечают. Поэтому важно емко, быстро и четко донести суть предложения – и сделать это ярко, чтобы запомниться.
- Заинтересовать «З» - стимулировать внимание клиента преимуществами, выгодами продукции. Задача продавца на этом этапе также выявить потребности, критерии выбора и продемонстрировать товар с учетом этого.
- Продать «П» - простой обмен «деньги на товар» не лучшее решение, потому что так продавец теряет клиента навсегда. Чтобы получить постоянного покупателя, который будет бесплатно рекламировать вас своим коллегам и друзьям, нужно установить доверительные отношения. Например, дайте номер телефона службы поддержки, предложите бесплатную установку, доставку.
Ошибки в техниках продажи товаров
- Коммуникация. Часто новички стараются быть навязчивыми в диалоге с клиентом, думая, что так они быстрее продадут товар. Это отпугивает покупателей. Продавец должен быть помощником, больше слушать, подстраиваться под клиента, мягко вести его к завершению сделки.
- Низкая важность клиента. Покупатель должен чувствовать внимание и свою уникальность при общении с продавцом. Иначе сделка не состоится.
- Вынужденные покупки. Давление на покупателя может привести к продаже, но этот путь быстро заканчивается крахом для карьеры продавца. Благодарный клиент, которого выслушали и помогли найти лучшее решение, придет снова в компанию.
- Недооценка интеллектуальных возможностей покупателя. Частая ошибка «новобранцев» в том, что они неверно оценивают знания клиентов в области продаваемого продукта. Бывает так, что покупатель знает в разы больше консультанта. Поэтому никогда не нужно переоценивать своих знаний и недооценивать чужих.
Резюме
Мы изучили, какие бывают техники продаж на примере 10 методик. Все они в той или иной степени схожи с классической схемой, поэтому поняв основной алгоритм, можно легко включать в работу дополнительные опции. Контролировать результаты мы рекомендуем с помощью сквозной аналитики calltouch.