Разорванные пополам сосуды, глаза под микроскопом и бараньи головы на столах. Нет, это не декорации к психоделическому фильму. Это материалы, с которыми работают на олимпиаде будущие хирурги. В Волгограде прошел этап по Южному федеральному округу. Показываем и рассказываем, как это было.
«Одно неверное движение — и мгновенная смерть»
В волгоградском меде сегодня одновременно проходили сразу несколько конкурсов. Будущие хирурги из Краснодара, Астрахани, Ростова-на-Дону, Волгограда и Донецка пилили головы баранов и лечили им глаза на шестом этаже, на пятом соревновались на скорость. В первом случае студенты должны были сплести так называемую «косичку», или хирургические узлы. Скорость, с которой это плетут студенты, делает их похожими на иллюзионистов.
— Скорость работы руками не берется из воздуха и не дана свыше, — говорит президент хирургического клуба ВолгГМУ Роман Дудин. — Чтобы быстро вязать хирургические узлы, надо постоянно тренироваться. Это умение необходимо при накладывании операционных швов. Конечно, во время операций никто не плетет длинных косичек, но чем быстрее ты сделаешь узел, тем быстрее она закончится. Это еще и вопрос надежности.
Вторым конкурсом на скорость была сегодня интубация трахеи. Студентам нужно было как можно быстрее засунуть в рот манекену трубку, при этом не навредив. По словам профессора Воробьева, есть студенты, которые успевают это сделать за три секунды. Рекорд сегодняшнего дня еще не объявлен, но за время конкурса хирурги успели «убить» одного из пациентов.
Баранья твоя голова
В другом кабинете на шестом этаже морфологического корпуса ВолгГМУ будущим хирургам пришлось удалять гематому в голове условной пациентки. Вернее, пяти пациенток, в роли которых выступали сегодня уже не совсем живые барашки. Оттачивать навыки студентам приходится на черепах животных.
— Во время конкурса по трепанации черепа ребята показывают свои навыки на головах баранов. Трепанация — это подготовка к любой операции, которая проводится на головном мозге, — рассказал волгоградский врач-нейрохирург, сотрудник кафедры нейрохирургических болезней факультета совершенствования врачей ВолгГМУ Виталий Медведев. — По сути, это открытие черепной коробки. Пока трудно говорить о результатах, потому что оценки будут выставляться по итогам осмотра. По большому счету трепанацию выполнили все. Нюансы уже будем разбирать по итогам.
Что делают во время трепанации? Разрезают кожу, вскрывают надкостницу, после чего — твердую мозговую оболочку, которая покрывает головной мозг.
— Жюри оценивает адекватность получившегося доступа поставленной задаче, а также аккуратность выполнения. Время, которое уходит в жизни на трепанацию черепа, сильно не ограничено. Главная задача — провести вскрытие черепной коробки аккуратно и точно. Если время затягивается, то пациенту просто продлевают наркоз.
От себя добавим, что трепанация черепа — зрелище не для слабонервных даже тогда, когда ты видишь перед собой уже почившего барана, а не человека, которому предстоит жить. Действия хирургов при этом выглядят так, будто они работают со столярными инструментами. Звуки примерно те же, а без мужской силы вообще не обойтись: один держит голову, а другой ее пилит. На запахе, который стоит в операционной, останавливаться не будем совсем. Он далек от аромата первых весенних цветов.