Найти тему
Взгляд в глубокое

Как легко учить стихи?

Оглавление

Знаете какой самый страшный кошмар мамы школьника? Конечно, именно зубрежка стихов! Потому что смотреть на то, как ребенок сидит и бубнит с тоской строчки - от жалости сердце щемит. А между тем количество и объем стихотворений к заучиванию в школе напрямую зависит не только от самой программы, но и от учителя.

Можно ли заучивать стихи проще и эффективнее? Вот об этом и моя статья.

У нас редко бывает так, что используем лишь что-то одно. Сейчас понимаю, что всегда есть набор из нескольких упражнений. Поэтому сначала я немного расскажу о самих упражнениях, а потом чуть-чуть о том, что еще важно учитывать...

Здесь есть упражнения, которые достаточно известны и наши собственные придумки. В общем, читайте и пробуйте на практике.

Практически рюкзак с придумками
Практически рюкзак с придумками

Спираль

Стихотворение все время учим только вслух. Но невозможно же запомнить сразу все и целиком. Поэтому каждый раз, добавляя строчку или несколько, мы все-равно не забываем проговаривать предыдущие. Вот и получается спираль - возвращаемся на то же место, но уже с большим запоминанием.

Простой паззл

Тоже популярный метод! Распечатываете стихотворение и разрезаете его по строчкам. Задача ребенка - сложить этот паззл по возможности без ошибок. Пример можно найти в файле внизу статьи. Теперь читаем дальше...

Выкладываем полоски
Выкладываем полоски

Сложный паззл

Опираясь на предыдущую технику, мы режем строчки по словам или смысловым словосочетаниям. Идея та же самая - собрать стихотворение.

Важно: технику паззла можно использовать как в начале заучивания. Ребенок смотрит в текст и подбирает слова. Так и для закрепления уже выученного текста, когда проверяем насколько хорошо помнит текст без подсказок.

А вот это гораздо сложнее, но отличная проверка!
А вот это гораздо сложнее, но отличная проверка!

Заучивание кусочками

Даже тарелку супа мы съедаем по ложке. Что уж говорить о стихотворении! Поэтому заучивать следует кусочками, четверостишиями. Более-менее запомнили одно - переходим к следующему. Потом соединяем их вместе и смотрим как срастается. И так далее, словно прекрасные бусины, добавляем одно к другому.

Что здесь особенно важно - не заставляйте зубрить огромное стихотворение сразу!

Пропущенные слова

О, это мое любимое! Способов, как это сделать, несколько. Я обычно пишу текст на доске. После прочтения (несколько раз вслух), ребенок отворачивается, а я стираю несколько слов. Задача - вспомни пропущенное и еще раз прочитай что получилось. Повторяем несколько раз, определяя проблемные места и соответственно убирая разные слова.

Можно использовать уже готовые паззлы со словами (см. выше) и убирать кусочки. Смысл тот же - вспомни пропущенное. Можно распечатать несколько вариантов текста с уже убранными словами.

Упрощенная версия - выписать готовый набор слов отдельно, чтобы ребенок мог его раскидать. Образцы я, как всегда прикрепила в конце статьи.

Образы

Это популярная техника, но занимает определенное количество времени. Суть в том, что запоминая, мы создаем ассоциации. А раз так, то можем их зарисовать. Это будут самые простые предметы или фигурки, но важна привязка картинки к тексту. У меня была похожая статья о подобных рисунках тут

Вот это наш вариант (ребенок рисовал быстрые картинки)
Вот это наш вариант (ребенок рисовал быстрые картинки)

Важно: дети с большим удовольствием рисуют в ограниченном пространстве листа. Для этого у меня всегда есть готовая распечатка с кружочками. Ее также можно скачать по ссылке в конце статьи.

Студия звукозаписи

Все любят петь! Просто многие стесняются. Поэтому придумать простенькую мелодию и напеть стихотворение - что может быть естественнее? Вы ведь знаете, что песни запоминаются во много раз быстрее и приятнее?

Теперь можно записать выступление на диктофон или видео. По моему опыту, ребенок может смотреть свое выступление бесконечно и показывать другим. Поэтому любое хорошее прочтение можно записать, а потом прослушивать несколько раз. Пассивное запоминание.

Соринка

Ну это от пословицы про соринку, бревно и глаза. Потому что нет ничего приятнее, чем поискать ошибки у другого.

Когда текст уже более менее знаком, я прошу ребенка проверить насколько же Я его хорошо выучила. Естественно, что начинаю рассказывать с ошибками или запинками. Дальше все конечно зависит от вовлеченности ребенка в процесс, но мой парень обязательно вслушивается и поправляет.

Если такая уловка не работает, то прочитав четверостишие остановитесь и попросите его поставить вам оценку и указать на ошибки. Поиграйте :-)

Почетное видео

Это когда уже сил практически нет, а все-таки нужно повторить все с выражением. Тогда я снова включаю камеру на телефоне и прошу ребенка выступить "на бис", чтобы потом продемонстрировать выступление всем бабушкам. Обычно срабатывает :-)

Встряхиваемся

Маленький лайфхак, если заело заучивание и пора размяться. Мы беремся за руки и начинаем двигаться. Стараемся поймать ритм стихотворения, пропеть его. Но так. чтобы это было в действии. Например, чуть-чуть прыгаем или танцуем.

И еще пара слов о важном...

Не штурмуйте всю крепость сразу! Если стихотворение большое или просто сложное, то делите его на части. Выучили одну часть - дайте ребенку отдохнуть. Затем, через пару часов проверьте, что же осталось в памяти? И уже в зависимости от того, если есть силы, то стоит повторить заученное.

О том, как работает наша память можно почитать в статье о подготовке к диктанту по иностранному языку тут

В начальной школе на заучивание обычно дается пара дней или больше. Постарайтесь не упускать эту возможность и используйте все время с пользой. Т.е. сегодня выучили часть, завтра - повторили и доучили остальное. Но даже если сроки поджимают,старайтесь делать паузы на отдых. Иначе недалеко до нервного срыва как для мамы, так и для ребенка.

Образцы материала для заучивания можно посмотреть тут

Если моя заметка вам понравилась или оказалась полезной, то не забывайте поставить лайк и подписывайтесь на наш канал!