Блошиные рынки. Иногда они образуются совершенно стихийно.
И вот возвращаешься ты обычным своим путём-дорожкою, а там тебя подстерегает книжный развал.
И всё.
Ловушка захлопнулась.
Так ко мне попал сборник Азимова издательства "Северо-Запад" аж от 1992 года "Зеркальные отражения"
Ну, наверняка есть олды, которые помнят эти серии первой прорвавшейся к нам фантастики. Яркое оформление, красиво раздетые девушки на обложках, корявый перевод и плохая бумага. Но это была фантастика. Самая разная и её было много.
Да-да, конкретно эта - не совсем первая.
Тут уже и перевод вменяемый, и обложка подобрана почти в тему.
Но книга всё равно из того времени. Книга с ароматом детства.
Это сборник детективных рассказов Азимова.
Про Лайнджа Бейли и ещё три рассказа, объединённые, как мне показалось, только одним проходным героем. Эрт, доктор Уэнделл Эрт.
Давайте пока в общих чертах.
Азимов - классик фантастики, если не сказать ещё пафоснее и серьёзнее.
О законах робототехники слышали? Три закона, "работ не должен причинять вред человеку..." и так далее.
Вот. Это он придумал.
Фильм с Уиллом Смитом видели? "Я - робот"? Это по Азимову.
Чем мне нравится эта фантастика?
1. Это уже, в некотором роде, ретро-футуризм.
То есть то, как раньше представляли себе будущее. Это представление пока свободно от созданных в будущем клише и избитых тем.
2. Повороты.
Некоторая неожиданность может поджидать вас в этом тексте. В финале, а может, где-нибудь возле кульминации, а может, и вовсе почти на ровном месте.
Но в финале - просто потрясающе. Особенно хорош тут "Поющий колокольчик"
3. Роботы.
Я люблю роботов. Они у Азимова получились практически идеальными. Честные, не дадут в обиду, придут на помощь. Идеально же!
Что мне не нравится и чуть-чуть раздражает...
Прежде всего, долгие, не вплетённые в сюжет описания мира. Это может длиться страниц семь. Я зеваю, и сильно желание прочитать по диагонали все эти сложности истории, судьбы и тэдэ.
Не нравится роль женщин. Они тут... Впрочем, Азимов отвечал своему времени, поэтому женщины в его ранних вещах - тупенькие игрушки для секса и размножения(Гладия Дельмар, например) или верные и всепонимающие жёны, как Джесси Лайндж. Ну или старые девы вроде фетолога. В общем, непривлекательные, почти недеятельные персонажи.
Мне некого отождествить с собой!
Постоянно проскакивающие нестыковки вроде скоростных лент передвижения и потерянных на этих лентах сумочек.
Ну не бывает так, чтобы люди не приспособились к чему-то новому, чтобы не возникло новых приспособлений, облегчающих пользование новыми предметами! Возник мобильник - придумали шнурок на шею, чтобы не терялся. Бьётся смартфон - пожалуйста, вот вам бамперы!
Тут же возникает то, что необходимо в процессе пользования.
А тут эти дорожки существуют многие десятилетия, а как не терять сумочку - до сих пор не придумали.
В целом, читается довольно легко. Язык... Ну... тут многое зависит от перевода, но язык довольно ясен, без многоэтажных конструкций.
Читать скучно не будет. Автор ставит проблему, герой её разрешает, проходя через трудности и преграды. Иногда разгадка остаётся не в поле зрения читателя до самого финального поворота - и это прекрасно. Это как... Ну... Как десерт. Прекрасное завершение чего-то приятного.
Я хочу о каждой повести сказать подробнее. Они интересны сами по себе.
Поэтому - на днях будет ещё статья.
ваш КнигоКот