Удивительное дело, но когда заходит речь о праворульных автомобилях, то мы сразу вспоминаем про японских и английских автопроизводителей, а некоторые эрудированные автолюбители могут вспомнить еще и про индийский автопром.
Лада Гранта для путешествий? Жесткий тест-драйв
Нет, конечно, многие мировые автомобильные концерны, адаптировали свои наиболее успешные модели для рынков, где было левостороннее движение ведь рынки Британии и Японии это большой и "лакомый" кусок. И тот же Daimler, Ford, BMW, VAG и даже FIAT имели большое количество моделей с правым рулем.
Но мало кто знает, что и наш отечественный АвтоВАЗ также производил ряд моделей в 1970х-1990х годах в праворульном исполнении для экспорта в Великобританию, Мальту и на Кипр.
В конце 1980х многие слышали про "так называемые" экспортные модификации LADA, которые выпускались для Западной Европы. И среди советских автолюбителей ходили настоящие "байки" про то, что в автомобилях на экспорт все по-другому. Совершенно другие процедуры контроля качества, другие материалы, другое качество сборки, да и даже оцинковка перед покраской. И многое из этого было правдой.
Между прочим, АвтоВАЗ был не первым советским автопроизводителем, который намеревался "откусить" свою часть Британского рынка. Первым на рынок Великобритании вышел ГАЗ с моделью ГАЗ-21П, потом был АЗЛК со своим праворульным "Москвичом" и вот ВАЗ.
Выпуск модификации с правым рулем начался в 1974 году и модели носили индекс ВАЗ-21012, ВАЗ 21014, дальше были "пятерки","шестерки", "семерки", "Нива" и даже "четверки". Не обошла участь и переднеприводную серию. Адаптация под "руль из бардачка" подверглись ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099.
Мне удалось увидеть в живую несколько таких автомобилей, которые не просто стоят и ржавеют на парковке или в гараже, но и используются до сих пор по своему прямому назначению. Странное дело, но в Британии и на Кипре встретить продукцию АвтоВАЗа уже почти не возможно. А вот на Мальте вполне реально.
Совершенно случайно около одной из ферм я наткнулся на ярко - красную LADA Samara 1300SL с "коротким" крылом. Это означало лишь только то, что этот автомобиль был выпущен не позднее 1991 года.
Да-да, это то самое "зубило" на "коротком" крыле о котором мечтали сотни тысяч советских автолюбителей....
Его состояние просто идеальное. Ни единого следа коррозии, заводская краска, коричневый велюровый салон, стеклянные фары из Чехословакии, родное остекление.
Многие помнят, что в СССР и позднее РФ ВАЗ-2108 выпускался первоначально под названием "Лада Спутник", а ВАЗ-2109 изначально имел название "Лада Самара". А экспортные вариации изначально имели единое название LADA Samara и отличались исключительно индексами.
Например LADA Samara 1100 и LADA Samara 1300 для 3-х дверного исполнения известного у нас как ВАЗ-2108, а LADA Samara 1500 для 5-дверного исполнения, известное у нас как ВАЗ - 2109.
Индексы 1100, 1300, 1500 обозначали объем двигателя и ничего более. Из внешних отличий для версии LADA Samara 1300SL по бокам были нанесены декоративные наклейки, а версия 1100 была без них.
Интересный факт, но даже фары головного света для экспортных моделей выпускались не в СССР, а в Чехословакии. Вот такое было отношение производителя к автомобилям для внутреннего рынка и для внешнего.
Но кроме оцинковки кузова использовался и более толстый металл , что в принципе и объясняет отлично сохранившееся внешнее состояние автомобиля несмотря на возраст более 30 лет.
Но заглянем в салон, там тоже можно увидеть много интересного. Низкая панель, аналоговая приборная панель. Задние спинки сидений обиты кожзамом, а вот передняя часть - велюр коричневого цвета. Кассетная магнитола уже заменена на более современный проигрыватель.
Но кроме Lada Samara 1300SL мне попался еще одна интересная экспортная праворульная модель АвтоВАЗа - это Lada Riva Estate. На Родине эта модель хорошо известна как ВАЗ - 2104.
Обратите внимание на особый шильдик импортера, который расположен правее логотипа АвтоВАЗа.
Lada Riva Estate поставлялась на рынок Великобритании, Кипра и Мальты с двигателем 1500см3 и 5-ти ступенчатой КПП.
Состояние красного экземпляра Riva Estate поражает не меньше, чем состояние Lada Samara 1300SL
Но также попался "убитый" вариант Lada Riva Estate и при том в дизельной модификации. Пикантности ситуации в том, что Тольяттинский автозавод производил модификации ВАЗ - 2104 с дизельным двигателем только с 1999 по 2004 год. Это был "полутора -
литровый" отечественный дизельный двигатель ВАЗ-341 с мощностью всего 52 л.с.
Но к 1999 году экспорт автомобилей АвтоВАЗ уже был прекращен. Последние модель ВАЗ - 21099 была поставлена на внешний рынок в 1996 году. Так что остается гадать откуда и как здесь появилась Lada Riva Estate с дизельным двигателем и правым рулем.
То, что отечественный производитель вышел на Западный рынок в середине 1970-х годов показывает говорит только о том, что на том этапе автомобильного развития промышленности мы были вполне конкурентноспособны как по качеству, так и по цене.
Но в 1980-е годы мы начали безнадежно отставать и в конце - концов потеряли несколько десятилетий развития. И кто знает, возможно через несколько лет, в очередном путешествии по миру, мы снова увидим леворульные и праворульные Lada XRay или Lada Vesta. А что, они ведь точно не хуже своих бюджетных корейских и китайских конкурентов, которые также бьются за рынок?
Если вам интересна тема автомобилей вот еще мои репортажи на эту тему:
Куда попадают и как доживают старые внедорожники из Японии и Америки?
Как я нашел ретро мерседес W110 в подворотнях арабского города
Куда попадают и как доживают старые грузовики из Европы?
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Подписаться на канал можно здесь
Также у меня есть канал в instagram и youtube.com