Еще ни одна новость «о Китае» не вызывала такой истерии в сми и соцсетях, как строительство завода бутилированной воды в Култуке. В истерию удалось вовлечь даже таких уважаемых людей, как Владимир Бурматов. Петиции, подписанные сотнями тысяч доморощенных экологов, экологический порыв «короля гламура», новость о приостановке строительства завода в сотнях сми, ― все это стало кирпичиками одной великой «антикитайской» стены и напомнило всем, что ни что так не питает патриотические умы, как образ внешнего врага. А если такого врага нет, его нужно создать. И вот уже лично Путин и Медведев обещают разобраться с «нехорошим заводом».
На фоне антикитайской истерии незамеченной осталась новость об экологической комиссии, выяснившей, что завод в Култуке не нанесет Байкалу и прилегающим территориям ровно никакого вреда. Зато, как в «глухом телефоне», наша четвертая власть, искажая и перевирая, всем миром взялась перепечатывать совсем не громкую новость о том, что строительство завода приостановлено до устранения нарушений. Почему негромкую? Заглянем в первоисточник ― в новость на официальном сайте Иркутской области. Оказывается, в ходе проверки были обнаружены «следы нефтепродуктов и локальные навалы отходов производства». То есть то, что есть на любой строке: промасленная ветошь и строительный мусор. И вот уже вынесен вердикт «приостановить». В очередной раз «как бы чего не вышло» оказалось сильнее доводов закона. И не важно, что в строительство завода уже вложены 1,5 млрд рублей, не важно, что десятки точно таких же заводов по производству бутилированной воды давно работают на Байкале. «Экологи» и «патриоты» сплотились в едином порыве — защитить Байкал, не дать его выпить китайцам.
Как реагируют на тему в Китае? Сразу скажем: она слишком незначительна для первых полос Global Times или China Daily. Однако какие-то отклики все же собрала. Так, один из самых заметных журналистов Поднебесной Ху Сицзинь, главный редактор Global Times, в своем видеоблоге в Twitter говорит на чистейшем русском: «У китайцев нет особого желания пить воду именно из Байкала. Это коммерческое предприятие. Компания, строящая завод, посчитала, что у китайцев сложились хорошие впечатления о Байкале. При условии, что это компания соблюдает российские законы, к ней должно быть справедливое отношение. Справедливым является соблюдение подписанных соглашений, а при желании отказаться от них необходимо пройти через судебный процесс. В районе озера Байкал расположено множество заводов по производству бутилированной воды, однако протест выдвинут только против китайского проекта. Очевидно, что за этим скрываются более сложные факторы. Некоторые аналитики считают, что, пользуясь этим случаем, отдельные люди выражают свое политическое недовольство. Так ли это? Я не знаю. На микроуровне для китайско-российских отношений есть и множество сложных факторов. Но действовать в соответствии с законом является самым простым способом для российских властей». Как видим, позицию китайской интеллигенции можно обозначить как «сдержанное недоумение, апеллирующее к законности». И этим она выгодно отличается от бездоказательной истерии.
Так почему же действительно не опереться на законность? Надеемся, так и будет. И завод в Култуке все же будет построен, как и десятки таких же российских заводов до него.
«Особое отношение» к Китаю не может не расстраивать. След этого отношения тянется еще с Даманского. С китайских барахолок, кишащих ширпотребом. Мы забываем, что Китай ― давно уже другая страна. Первая в мире по росту экономики, по километрам высокоскоростных магистралей, по инновациям и т.п. И даже в области ракет мы далеко уже не впереди планеты всей: Китай и тут нас обогнал, отправив луноход на обратную сторону спутника Земли. И впереди у него ― Марс.
Понятно, что США с Китаем считаются, называя его единственным соперником. А вот России отказано в этой роли. Конечно, читать такое обидно. Но как же, наверное, радуются наши заокеанские друзья, узнав про 900 тыс. россиян, подписавших петицию против «китайского» завода на Байкале. Довольно потирают руки, читая заголовки в «Независимой газете»: «Китай заразит российскую экономику кризисом», «Китайский дипломат угрожает журналисту «НГ» попаданием в черные списки». А главред «НГ» Константин Ремчуков совершенно безнаказанно называет личное мнение дипломата и его осторожные увещевания «звериным оскалом китайского тоталитаризма». Оцените риторику! Пул сми, стоящий за этим, не выглядит неожиданным. Вряд ли все это делается только ради хайпа.
Семена ненависти к Китаю, брошенные нашими «независимыми» журналистами, часто попадают на благодатную почву. Отсюда и сотни тысяч подписей под петициями. И десятки истерических комментариев под любой позитивной экономической новостью про Россию и Китай. «Россия отправила в КНР сотни тысяч тонн зерна». — «У-у-у, продали Россию Китаю!» «Предприятие N закупило в Китае новейшие станки». ― «А-а-а, погубили экономику, своего ничего не осталось». Да, так бывает. И не только так. Недавно под новостью об американском самолете-разведчике кто-то написал: «Лучше натовские солдаты, чем сапог китайского офицера на груди». А вы говорите!
Стоит ли удивляться тому, что буксует наш разворот на Восток? И юани не льются на нас золотым дождем. На всех льются — на Таджикистан, Узбекистан, Беларусь, Казахстан — но только не на нас. Что не так в датском королевстве? Уместно опять процитировать Ху Сицзиня: «Любой разлад между Китаем и Россией обрадует Запад и людей, которые ждут возможности посмеяться над нашими странами».