Среди спорных свитков Мертвого моря был один, сделанный из меди. Его создатели зависели, по-видимому, от содержания, которое в нем содержалось, на протяжении веков. Как оказалось, это была своего рода карта сокровищ, описывающая место укрытия 43 тонны золота и 23 тонны серебра. Казалось, что кто-то из аскетического поселения Кумран имел секрет ближневосточного коллеги Эль-Дорадо. Когда в 1952 году был обнаружен свиток, многие начали задумываться о поиске сокровищ, но случай, как это обычно бывает, оказался не таким простым...
В 1947 году в пещерах вдоль побережья Мертвого моря были обнаружены многочисленные рукописи, которые вошли в историю как Свитки Кумрана. По сей день они являются источником научных противоречий. Только почему? Вероятно, причина в том, что их чтение позволило нам взглянуть с совершенно другой точки зрения на истоки христианства и иудаизма во времена Христа. Эксперты полагали, что в то время община ессеев проживала в близлежащем Кумране, в которую входили Иоанн Креститель и, возможно, Иисус. Сегодня, однако, ессеи не связаны с его характером, хотя все еще существуют определенные предположения о Иоанне Крестителе, потому что община Кумрана была известна своим аскетическим образом жизни.
Более конкретно, эксперты смогли идентифицировать останки примерно 825 из 870 свитков, найденных около Кумрана, и многие из них содержали ценную информацию. Например, до 1947 года самый старый текст из Ветхого Завета был написан в девятом веке нашей эры. Свитки из Кумрана заставили немного изменить эти оценки, потому что члены общины, живущие в этом месте, собирали сочинения за несколько веков до Христа, и они закончили около 68 г. н.э. Как будто в палеонтологии внезапно был обнаружен живой динозавр, и все выводы из исследования костей были бы бесполезны. Первоначально местные пастухи пришли на свитки Мертвого моря, и однажды он приехал в Вифлеем с надеждой продать находку. Первоначально, это не вызвало особого интереса, тогда ему предложили эквивалент сегодняшних 70 руб. Но когда свитки попали на антикварный рынок, они привлекли внимание ученых, которые хотели узнать что-то об их происхождении.
До 1952 года пещеры, в которых были найдены свитки, стали местом работы групп ученых, представляющих различные учреждения. Внутри так называемого «Грот 3», который был обнаружен 14 марта 1952 года, оказался более загадочным, чем другие. После открытия медной катушки металл, из которого она была создана, был сильно подвержен коррозии и не мог быть различим. Это было настоящим испытанием для тех, кто хотел знать, что на нем написано. Это казалось уникальным среди других находок из Кумрана. В конце концов Джон Аллегро из Оксфордского университета сумел убедить других ученых отправиться на поиски в Англию, где Х. Райт Бейкер из Манчестерского университета осторожно разрезал их на 23 полосы. Когда Аллегро начал читать свиток, он обнаружил след новой тайны.
После расчленения оказалось, что первоначально медный свиток имел размеры около 30 сантиметров. ширина и около 2,5 м в длину. Аллегро прочитал его содержание, а затем перевел на английский. Оказалось, что Свиток содержит список из 64 мест, которые были перечислены в двух столбцах. В каждом из них было спрятано сокровище. Есть также советы о том, где можно найти большое количество золота и серебра, а также другие ценные предметы, в том числе драгоценности, духи и масла. Это означало, что предмет свитка был далек от религиозных вопросов, и в отличие от других находок Мертвого моря. Медный Свиток оказался чем-то вроде карты сокровищ. Это сделало его еще более загадочным, потому что он был горячим камнем, попавшим в руку среди противоречивых свитков Кумрана.
С момента его открытия многие авторы использовали его (а иногда и злоупотребляли) для поддержки своих теорий, как научных, так и светских. Например, Кристофер Найт и Роберт Ломас в книге «Второй Мессия» сосредоточился на металлическом свитке, утверждая, что по крайней мере 24 из них были собраны под великим храмом в Иерусалиме (хотя в свитке изначально не было никаких подсказок о сокрытии других и, кроме того, ни одно из мест, где сокровища должны были быть спрятаны, они не упоминали храм).
Слово о сокровище рано или поздно должно было привлечь внимание искателей.
Официальный перевод свитка был поручен отцу Юзефу Милику, польской библии и востоковеду. Аллегро, однако, не был удовлетворен медленной работой над свитками из Кумрана. В течение многих лет Аллегро хотел опубликовать свой собственный перевод, опередив официальную версию, но начальство не позволяло этого, опасаясь, что знание содержания Медного свитка может повлечь за собой серию экспедиций по поиску сокровищ, которые могут нарушить раскопки. Конечно, они были правы, потому что даже сам Аллегро в декабре 1959 года и марте 1960 года организовал две поездки в Иорданию, где он ожидал найти одно из описанных сокровищ. Однако зря.
В 1960 году Аллегро нарушил протокол и опубликовал «Сокровища медной катушки». Однако его начальство Ролан де Во и отец Милик заявили, что в переводе есть недостатки. Более того, они утверждали, что места, где якобы было спрятано золото, были изобретены Аллегро, и с тех пор его авторитет в научном сообществе значительно упал.
В 1962 году появился окончательный перевод, а вместе с ним немного дополнительной информации. Оказалось, что сам медный свиток был создан между 50 и 100 г. н.э. Священное Писание напоминало диалект Мишна, но оно также содержало греческие влияния. Письма были помещены в свиток с долотом, и неприятности, представленные его создателями, доказали, что это был очень важный документ. Выбор меди в качестве материала свидетельствовал о том, что свиток должен был существовать долгие годы. Кто бы ни был автором, он создал карту сокровищ.
Однако были осложнения и проблемы. Было только ясно, что сокровища были спрятаны в 64 местах, но были сомнения относительно количества. Считалось, что в регионе было спрятано около 43 тонн золота и 23 тонны серебра, что, безусловно, имеет гигантское значение. Поэтому неудивительно, что содержание свитка стало навязчивой идеей многих искателей золота.
Конечно, это было огромное количество, если не немыслимое, и оно удивлялось, как оно могло завладеть небольшим сообществом аскетов Мертвого моря. Это даже привело к сомнениям в реальности сокровищ.
Поскольку они также пытались установить место происхождения сокровища, были предположения, что он может принадлежать Второму Храму в Иерусалиме, который римляне разрушили в 70 г. н.э. Примерно в то же время община упала с Кумраном, что связало его с эти две вещи вместе.
Джон Аллегро писал: «Медный свиток и его копия предназначались для информирования тех, кто пережил тогдашнюю войну, где находятся скрытые средства. Однако, если они должны были быть найдены, им не разрешалось осквернять. Это было также своего рода руководство, указывающее место, где спрятаны сокровища, которые можно использовать в военных целях».
Поэтому исследователи пришли к выводу, что члены местной общины спрятали сокровища, разрушив храм. Вместе с тем они отмечают, что в римской арке Тита, посвященной захвату Иерусалима, находится сцена разграбления сокровищ. Тем не менее, был спор о том, что у них осталось немного ценных вещей, чтобы удовлетворить римлян, но большинство из них были спрятаны, а места были написаны на рулоне, который впоследствии был спрятан над Мертвым морем, чтобы будущие поколения могли их отследить. Есть, конечно, много вариантов этой теории. Доктор Норман Голб предполагает, что сокровище скрывало служителей храма в Кумране, в то время как местное сообщество не имело с ним ничего общего, хотя в конце концов он каким-то образом нашел в ней свиток.
Конечно, многие экспедиции намеревались найти сокровища, описанные в Медном Свитке, но большинство из них боролись с проблемами. А что, если в поисках золота нужно копать в «пещере рядом с фонтаном дома, принадлежащего Хаккозу», где было четыре слитка золота? Нужно было найти Хаккоз и дом, хотя есть и более простые примеры. «В руинах, которые находятся в долине Акор, под лестницей, ведущей на восток, есть сундук и сосуды, весящие 17 талантов» Акор или Ахор - это долина возле Иерихона. К сожалению, античные источники не говорят нам, где он находится - север или юг города. Эти два примера следует умножить на 32, и только тогда будет виден полный масштаб проблемы.
Уроки чтения показали, что, кто бы ни был получателем этого документа, он должен хорошо знать места, где спрятаны сокровища. Вскоре, конечно, возникает проблема того, должен ли свиток пережить такой длительный период, поскольку он остался практически без какой-либо ценности для посторонних. Существовала концепция, что ее планировалось обнаружить в ближайшем будущем, и, возможно, именно поэтому детали места, где спрятаны ценности, не содержат больше деталей.
Если сокровища пришли из Храма, может быть, они должны были быть возвращены священникам? По-видимому, это подтверждается тем фактом, что семья Хаккоз была связана с реконструкцией храма, и ее включение в список указывает на связи с храмом. Однако весь смысл исчезает, когда мы достигаем конца и, таким образом, обнаруживаем свиток в гроте возле Мертвого моря.
Содержание рулонов также является серьезной проблемой. Количество золота и серебра, упомянутых в нем, кажется огромным по сравнению с тем, что было расплавлено нашими предками в прошлом. Сумма добычи золота в Старом Свете примерно до 1-го века нашей эры оценивается примерно в 160 тонн, что указывает на то, что содержание свитка составляет одну четвертую от его общего количества. Как и в случае с серебром, он составляет около трети общего объема производства. Поэтому маловероятно, что сообщество Кумран накопит такое количество товаров. Можно даже испытать соблазн сказать, что невозможно объединить такое количество металлов в одной руке.
Британский металлург Роберт Фезер решил разобраться с этой проблемой, заявив, что единицы измерения на медном свитке пришли из Египта. Традиционной библейской единицей измерения является талант, соответствующий примерно 35 кг. Древние египтяне, однако, разработали другую систему для использования на ценных металлах, включая медь, золото и серебро. Один гедет соответствовал 9-10 граммам, что после пересчета показывает, что на рулон было заменено не 43 тонны, а около 26 кг золота и 14 кг серебра - намного меньше, но все же много.
Остается проблема, почему создатели свитка все еще использовали египетские меры, поскольку их обвиняли примерно в 500 г. до н.э. Однако, по словам Фезера, медный свиток, датированный 150 г. до н.э. до 70 г. н.э., мог быть копией более старого документа. Джон Эльволде заметил, что в нем были фрагменты, соответствующие языку, который использовался в период, когда египетские меры все еще использовались.
Более того, свиток был сделан из очень чистой меди, содержащей микроэлементы олова, железа и мышьяка, химически почти идентичные медным предметам, которые использовались в Египте во время 18-й династии. Перо убеждено, что медь, использованная для создания Свитка, происходит из Египта и напоминает медь, произведенную для Рамзеса III. Но каким-то необъяснимым образом спустя много веков после того, как египтяне отказались от системы измерений и использования меди для письма, кто-то в период между 150 г. до н.э. и 70 г. н.э. нашел или реконструировал медный свиток, адаптировал его к соответствующему формату и затем поместил ценную информацию. Кто бы это ни сделал, он приложил немало усилий, что только подчеркивает, насколько важным было это предприятие.
Основной вопрос, связанный с проблемой медной катушки, довольно прост, и все думают об этом с самого начала. Где найти и где забрать сокровища. Джон Аллегро указал на четыре возможных региона, один из которых был районом самого Мертвого моря, где были найдены свитки. Второй был столицей Иерусалима с множеством храмов и других мест, где можно что-то спрятать. Третьим местом был Иерихон, а четвертым - гора Геризим - священное место для самарян, согласно которому их выбрал Яхве. Однако в этих местах официально не было найдено ничего, что могло бы соответствовать сокровищам, описанным в свитке. Итак, все, что было написано на нем, потеряно навсегда? Возможно нет.
Роберт Фезер был не только сторонником египетского следа в истории свитка, но он даже признал, что места, которые он упоминает, также расположены на Ниле. К сожалению, страна намного больше Израиля, что делает поиск еще сложнее. Тем не менее, Перо предложил сценарий, в котором сокровище было наконец обнаружено.
Он обратил внимание на короткий, но довольно жестокий период правления Эхнатона, который правил страной в течение 17 лет во второй половине 14-го века до н.э. Это связано главным образом с отказом от старых верований и заменой их новым божеством Атон, что привело к монотеистической религии. Различные ученые, включая Зигмунта Фрейда, обратили внимание на связь между монотеистическими тенденциями Эхнатона и началом еврейской религии, поскольку Моисей призывал «своих людей», которые верили в единого Бога, покинуть страну египтян.
Эхнатон построил новую столицу для страны, которая сегодня погребена под песками нескольких деревень в пустыне, в том числе Тель Эль-Амарни. Раскопки там начались довольно поздно, и они не имели такого резонанса, как работы с пирамидами или храмовыми комплексами. Экспедиция Немецкого восточного общества, возглавляемая Людвигом Борхардтом, работала там с 1907 по 1914 год, обнаруживая, среди прочего, знаменитый бюст Нефертити найден сегодня в берлинском музее. После Первой мировой войны египетское Исследовательское общество проводило там работы, которые сделали открытия, которые могли быть связаны с Медным Свитком.
В 1926 году группа, возглавляемая доктором Анри Франкфортом, обнаружила контейнер с 23 золотыми слитками (всего около 4 кг), рядом с которыми находились другие ценные предметы, а также слитки, которые материал был подготовлен для переплавки. Перо был уверен, что это были слитки, упомянутые в медной катушке.
До этого никто бы не предположил, что сокровище, описанное в свитке, могло быть обнаружено до того, как его нашли. Перо также утверждал, что жители деревни Эль-Хагг Кандиль обнаружили золото, что соответствовало тому, что было написано на рулоне Кумрана. Все эти детали, по его словам, не могут быть совпадением.
Марта Белл сказала, что обнаруженное доктором Франкфортом, должно быть, принадлежит ювелиру, потому что клад был найден в «бедном» районе, где не было никаких следов растений, «найденные предметы могли быть получены в результате грабежа».
Короче говоря, мы можем иметь дело с чем-то, что точно соответствует деталям, размещенным на свитке. Возможно, тогда его тайна была раскрыта еще до того, как он вызвал скандал двадцатого века. Сегодня находка Франкфорта хранится в Каирском музее. И лучше не быть увиденным ни одним охотником за сокровищами...