Возможно, каждый из нас прав, но, скорее всего, все мы ошибаемся.
В последнее время все чаще наблюдаются фальсификации истории. Это ведет к умалению субъектов тех или иных исторических событий. Неоправданное возвышение отдельных моментов тоже неправильно.
Бытует несколько терминов, связанных с так называемыми монголо-татарами: «татарское иго», «монголо-татарское иго», «монгольское иго», «монголо-татарское нашествие», «татарское владычество», «ордынское владычество», «отношения Руси с монголо-татарами»...
«Отношения» можно «понять» исключительно с точки зрения внешней политики и дипломатии: мол, русские оказались такими хитрыми, особенно в лице Александра Невского, что с этой могущественной и неуправляемой ордой, которая просто смела на своем пути буквально несколькими тумэнами почти весь Китай, всю Половецкую степь, Предкавказье в лице аланов, объединенное 100-тысячное русско-половецкое войско, половину рыцарей Европы… русские просто установили с ними отношения таким образом, что вместо половины прибыли начали им платить только десятую часть, а духовенство попутно так договорилось, что соборы и монастыри вообще не трогали (а так-то, к слову, их до этого всегда использовали для вооруженной обороны, то есть как крепости), напротив, часть монголо-татар даже якобы приняли хрис-тианство. Просто супердипломатия какая-то (вот бы сейчас такую против антироссийских санкций).
Шутки в сторону! Попробуем разобраться в этом по-серьёзному...
Монголо-татарское нашествие на Русь – это вторжение войск хана Батыя (Монгольской империи) на русские земли в 1237-1240 годах. В походе участвовало порядка 10-12 чингизидов, вкупе от 10 до 20 тумэнов + войска покорённых народов. Общее количество воинов объединённого войска чингизидов могло быть от 200 до 600 тысяч человек. После нашествия начинается владычество орды, которое завешается после «стояния» на Угре, когда объединенное войско Ивана Третьего «без боя» (в учебниках), с боями и артиллерией (на самом деле) побеждает войско хана Ахмата в 1480 году. Определённую роль сыграл в победе русских союзничество с Иваном III крымского хана, который стратегически «оттянул» войска Ахмата.
Последствия для Руси от нашествия орды были просто ужасными. Первое: это был колоссальный удар по 74 русским городам, 49 из них были уничтожены, а 14, в том числе старая Рязань, уже не возродились никогда. Во время похода Батыя население городов, как правило, уничтожалось, а уцелевшие уводились в рабство. После разорения они пришли в упадок, надолго прекратилось каменное строительство, оскудели ремесла. Были разорваны хозяйственные связи между городами и селами. Больше 100 лет понадобилось русским городам, чтобы оправиться от нашествия.
Второе: упадок ремесленничества, так как большинство мастеров (оружейников, ювелиров) пленили и перегнали в Золотую Орду и Каракорум, столицу Улуса Джучи, так что потенциал ремесленного и промышленного развития Руси был сильно ослаблен. На Руси исчезли целые ювелирные направления – скань, зернь, чернь. На несколько десятков лет в русских городах практически прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя» (Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси, 1948).
Третье: был уничтожен цвет боярства – дружинники, а на смену им пришли "новые" дружинники (холопы). Такая смена социальных структур и установление новой системы управления создали благоприятные условия для установления в последующем деспотической монархии. Первым из русских князей ввел такую политику Андрей Боголюбский, захотевший стать самодержцем, для чего он разогнал отцовскую дружину, прогнал братьев, племянников и установил единовластие: государь правит холопами, которые получают солидные должности в зависимости от благорасположения своего господина. Позже появились дворяне – от слова "дворни" (бывшие холопы). Другими словами, предки дворян служили боярам при их дворах (слово дворня появилась на Руси в 12 веке). Добавим к этому, что все восстания, инициированные народными вече, жестоко подавлялись не только монголо-татарами, но и русскими князьями (владимирскими и московскими).
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО означает господство Улуса Джучи (Великой монгольской империи) и Золотой Орды над Русью как побеждённой и угнетённой страной. Золотая орда была государством-химерой, где элита – завоеватели, а низы – покорённые народы: половцы, аланы, черкесы, хазары, булгары, финно-угоры, которые подпали под абсолютное иго чингизидов. Над Русью иго было недолгим и неполным, так как орда навязала московским, владимирским, тверским, новгородским князьям ярлыки и «военный союз», чреватый участием русских дружин против остальных русских князей по требованию монгольских ханов. Видимо, правильнее будет сказать: русские княжества находились в вассальной зависимости с 1280 по 1480 годы. Впервые на Руси аналогичный термин появился в 16 веке в казанской истории в формулировке «работное иго» (порабощение), которое подразумевало, что под властью Московского царя Ивана III находится Новгород. В 17 веке во вставке (интерполяции) к «Сказанию о Мамаевом побоище» (произведение 15 века о Куликовской битве) появилось словосочетание «татарское иго». С 1817 года, как «более правильный", стал употребляться термин «монголо-татарское иго», данный Христофором Крузе в Атласе по Европейской истории.
Что такое ИГО? Это постоянная выплата дани. Это унизительный прием баскаков. Это вынужденное участие в течение всего 13 века русских дружин в монгольских походах на Болгарию, Польшу, Византию, Кавказ. Это княжение только по монгольским ярлыкам. ИГО – это зависимость. ИГО – это рабство. После нашествия, во время ордынского владычества, в течение 230 лет, было порядка 100 набегов (в первую очередь, для устрашения, или как карательные операции). Но православные русские периодически перебивали баскаков – «бесермен» (бусурман-мусульман) и тех русских, которые принимали ислам. Уже с 1305 года сбор дани был передан в ведение великого князя.
ИГО означает то, от чего необходимо избавляться. Другие значения этого слова – ярмо, бремя, гнёт, рабство. Термин, близкий к понятию «монголо-татарское иго», впервые употребил в 1479 году польский историк Длугош, автор "Хроники славного королевства Польши", написанной на латинском языке в формулировке «iugum barbarum»: «Свергнув варварское иго, [Иван Грозный] освободился со всеми своими княжествами и землями и иго рабства, которое на всю Московию [Русское государство] в течение долгого времени… давило, сбросил».
Почему два слова: монголы и татары?
Русские и европейцы использовали слово «татары» для обозначения войск чингизидов во время Западного похода, а затем стали называть так всё население, вошедшее в состав государства Улус Джучи. То есть уже с 13 века китайцы, арабы и европейцы под монголами и татарами имели в виду один и тот же народ. Но уже П. Карпини и Г. Рубрук верно считали, что монголы подчинили себе татар. После распада Золотой Орды русские и европейцы стали обозначать татарами множество совершенно разных тюркских народов, которые проживали на территории бывшей Золотой Орды и Монгольской империи. Было исключение: жителей бывшей Волжской Булгарии, которые также вошли в состав народонаселения Золотой Орды, летописи 13-14 веков к татарам не относили, называя их болгарами или казанцами. Но после распада Золтой Орды и образования ханств стали называть соответственно татарами Казанского ханства, татарами Крымского ханства и т.д. А со временем татарами стали называть практически всех, кто имел одну веру – ислам, то есть слово татарин стал ассоциироваться с понятием российский мусульманин. Сами жители Казани никогда не любили, когда их называли татарами. Кроме того, в 14-15 веках население бывшей Волжской Булгарии в русских летописях называли «бесермене» (искажённое «мусульмане»). К 18 веку за населением Казанского ханства окончательно закрепилось «татары». В Европе вплоть до 19 века татарами называли все народы от Волги до Китая и Японии.
Скорее всего, монголы и татары – это монголоязычные племена разного происхождения: монголы (мэнгу) – тунгусо-маньчжурского корня, родственные шивейцам, близкие уйгурам, а татары – не близкие монголам племена тюркского происхождения, которые фактически господствовали над монгольскими племенами в 6-10 веках (вследствие чего большинство монголоязычных племен также стали называться татарами, то есть татары дали им свое имя) и которые в конце 12 веке были уничтожены (или покорены) «настоящими» мэнгу (собственно монголами) в лице Темучина, будущего Чингис-хана, выходца из монгольского племени тайджиют. Видимо, часть татар выжила, вошла в состав имперской армии и даже впоследствии стала эмирами. Получается, правящая верхушка называлась монголами, остальные – татарами. Впоследствии все покорённые народы стали называться татарами, то есть современные разные татары, есть, по сути, потомки покорённых Чингисханом и его последователями (включая хана Батыя) народов Сибири, Урала, Поволжья и т.д. Поэтому более удачный термин – ордынцы, который не позволит историкам путать монголов и татар.
По отдельным версиям, будущему Чингисхану был при рождении его отец, Есугей-баатур, дал имя Темучжин (так звали его пленника-татарина – таким образом Есугей «забрал» у пленённого им татарского богатыря имя («теперь всё это моё и ничьё больше»). Есугей был убит (отравлен) теми же татарами (очень коварным племенем), когда монголёнку Темучжину было лет десять. Спустя годы, повзрослевший и набравший своё окружение и войско «князь» Темучжин перебил всех взрослых татар и сам назвал себя «татар». Таким образом, по аналогии с поступком своего отца, он «забрал» имя и историю целого народа: «теперь этого народа нет, потому что я его уничтожил и присвоил себе его имя и все права на него». Позже в военную практику Чингисхана вошла привычка ставить татар в передовые отряды, как говорят, «на убой». Все покорённые народы, начиная с татар, вообще не уважались чингизидами, как бы они ни старались. В понимании Чингисхана татары имели уничижительный смысл, отягщённый с их отнесением к потомкам подлых и коварных татар, отравивших его отца, а до этого на какое-то время прервавших господство империи монголов, которую теперь он, Чингисхан, не только восстановил, но и расширил. 12 января 2013 года историк Игорь Данилевский в интервью для канала «Эхо Москвы» по теме «Русь и Орда. Столкновение цивилизаций» озвучил, что Великая монгольская империя при хане Хубилае имела территорию почти в 2 раза больше СССР (вся Азия, кроме Японии и полуострова Декан), но государство монголов носило паразитический характер, в итоге оно «съело самого себя» (это уже от нас). В Улусе Джучи была элита – чингизиды – и остальные – татары (порабощённые). Вот какие амбиции были у Темучина-Чингиза! Поэтому гордиться тем, что ты есть татарин и потомок великого Чингисхана – всё равно, что признавать рабскую зависимость своего народа от исторической элиты монголов (не зря казанские жители своего времени, видимо, понимая всё это, сопротивлялись тому, что их называли татарами, вплоть до 20 века). Но некий отрицательный смысл вкладывали в наименование «татары» и русские правители 17-19 веков, ассоциируя с татарами потери и унижение, связанные с долгим историческим периодом (1237-1480), когда произошли сначала вторжение войск чингизидов, а затем и иго и господство Золотой Орды. Многие российские правители, получается, были заражены шовинизмом и пытались отгородить русских от остальных, так называемых «малых» народов, забывая о том, что «русская кровь» правящей династии «романовых» пресеклась на императрице Елизавете и от Петра III до Николая II прошла немецкую фильтрацию (разбавление ольденбург-гольштейн-готторпами) от 50 до 1 % «чисто русского». Увы!
Считаем, что, характеризуя «отношения» между русскими княжествами и так называемыми «монголо-татарами», правильнее будет использование следующих терминов: «нашествие объединённых войск чингизидов во главе с Бату-ханом на территории русских княжеств в 1237-1242 годах», «уничтожение монгольскими тумэнами русских городов во время Западного похода чингизидов», «установление ига Улус Джучи над русскими княжествами в 1240-1280 годах», «вынужденный военный союз вассальных русских княжеств с Золотой Ордой в 1240-1480 годах», «героическое сопротивление отдельных русских княжеств монголо-татарскому присутствию в 1240-1380 годах», «первая победа объединённых войск русских княжеств над войсками Золотой Орды на Куликовом поле в 1380 году», «изгнание чингизидов из русских земель объединённым войском русских княжеств в союзе с крымскими татарами в 1480 году»… Сначала было нашествие, потом – иго, потом – вассальное положение и, в конце концов, завоевание полной независимости и суверенитета.
Поэтому, во избежание межнациональной розни в нашем огромном и великом интернациональном государстве, мы должны понимать две вещи: во-первых, ИГО чингизидов было направлено против всех покорённых (на какое-то время) народов на пути движения их военных походов; во-вторых, все народы, которые проживают на территории современной Российской Федерации, это РУССКИЕ – по той простой причине, что, с одной стороны, «чистых» национальностей уже давно не осталось (о чём нам подсказывает даже ДНК-генеология), с другой стороны, называть русским можно любого россиянина, как и белорусом – любого жителя Республики Беларусь, независимо от того, славянин он или нет.
Но есть ещё одна тема, которая неприятна для читателей. Но не будем скрывать правду (хотя любая правда есть своего рода версия, предположение, гражданская позиция, как хотите). Дело в том, что до Ивана III Калиты ни один из русских князей не называл ни других, ни себя царём. Долгое время для русских существовал Царьград – «город, где сидит царь». Кем таким был царь в представлении русских князей? Законным главным князем, монархом, легитимность правления которого никем не оспаривается, самодержцем, помазанным Богом. А у русских в определённые периоды доходило только лишь до относительного верховенства Великого князя (Киевского), ибо Олег Вещий назначил Киев главным городом и княжеством русских земель. Но власть великого князя имела сильное влияние только в период 10-11 веков – при князе Владимире Святославовиче, … при Ярославе Владимировиче… А как только сыновья Ярослава Мудрого перестали соблюдать его Завет о мирном и дружном сосуществовании, то князья на съезде в Любече решили быть самостоятельными и независимыми друг от другу, то есть установилась раздробленность Руси и начались междоусобицы между русскими князьями. Не имея более боевых качеств выступать сильным объединённым войском, русские с позором проиграли монгольским тумэнам на реке Калка в 1223 году, и даже после этого не сделали для себя выводов, несмотря на то, что потеряли убитыми около 100 тысяч воинов от 30 тысяч всадников, направленных чингизидами, и зная уже в 1237 году, что «татары» идут на Русь войском в несколько сот тысяч воинов! Лет за двадцать до Калки Константинополь пал от крестоносцев – не стало царей в представлении русских князей, для которых это было непривычно. Но «царь» появился в лице хана Батыя и его преемников в Золотой Орде, которая как бы являлась составной частью так называемой Великой монгольской империи – Улуса Джучи (старшего сына хана Чингиса). Улус – это государство, «царство», если хотите, и именно от имени Улуса отдельные русские князья получали ярлыки – грамоты на легитимное княжение. Без ярлыка от монгольского «царя» (хана) речи о легитимности (законности) княжения не могло и идти. Когда Александр Невский получил ярлык «Великий князь Киевский и всея Руси», тогда право сбора дани от ордынских баскаков перешло в ведение великого князя – как бы русского царя, но вассального от монгольского хана. Физическое присутствие «бесермен» исчезло, налоги собирал сначала великий князь, а затем отправлял в Орду. Спустя долгие годы, хан Узбек провёл реформу землевладения в пределах Улуса Джучи и объявил законной власть только по наследству – и уже по этой «традиции» первым законным русским царём «можно» считать Ивана Калиту и его наследников (и когда династия Калиты прервалась смертью Фёдора Ивановича, то и началась печально известная Смута – по причине того, что встал вопрос: исчез законный правитель землями и казной, и кто дальше будет правит Русью?).
После падения Золотой Орды, право быть законным (как помазанник Божий) царём принимает на себя московский князь Иван IV и подчиняет себе все русские княжества и оставшиеся татарские ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, а также Ногайскую орду…