Найти в Дзене
Yoga Discovery

Ловушки на пути преподавания йоги. Как из них выйти и стать сильнее?

Оглавление

Преподавание - не прекращающаяся борьба, постоянный подъем в гору, и чем выше - тем круче склон, сложнее препятствия.

Путь йогина являет собой постепенное очищение всех структур человека. Замечательно, но физический закон Диффузии, описанный ученым, Адольфом Фиком, не обходит стороной и духовную деятельность.

Диффузия - стремление вещества из области большей концентрации в область меньшей. Отлично видно на примере растворения красителей в воде.

-2

Капля красителя, за счет диффузии, постепенно начинает окрашивать всю ёмкость, даже если не размешивать. Диффузия протекает благодаря стремлению системы достигнуть физико-химического равновесия. Она идет до тех пор, пока потенциалы компонентов всех частей однородной системы не станут равными.

Чем чище ум и тело, тем острее чувствуется каждая мелочь, тем больше в жизнь стремится "негативная" энергия. Подоплека в том, что на этих этапах вы уже умеете справляться с деструктивными мыслям и желаниями, иначе путь не имел бы конца.

Похоже на сосуд, который стоит под дождем. Если из него вычерпать половину - дождевая вода вновь начнет его наполнять, если он и так полон - капли просто будут вытекать наружу. Вы научитесь черпать быстрее, чем наполняется сосуд)

Чем больше стремитесь к чистоте, тем сильнее будет воздействовать на вас окружающая среда, т.к. система стремится к равновесию, а в этом контексте вы часть системы.

Вот ключ к пониманию происходящего! Как мир влияет на вас, так и вы влияете на мир. "Хочешь изменить мир - начни с себя!". Чем больше очищаешься, тем светлее и чище становится пространство вокруг.

Подведем итог:
Условно говоря, преподаватель стремящийся к просветлению, становится "заводом" по переработке энергии. Это основа преподавательской деятельности.

-3

По факту, придя на занятие, активно трудясь и плеская эмоциями - вы ведете мощный обмен энергиями с участниками. Преподаватель приносит и отдает часть "чистой" энергии, взамен забирает "деструктивную" и с ней уже борется сам, личными практиками.

Поэтому после занятия с одним преподавателем прилив сил и эмоций, а с другим - пустота. Очевидно, у одного было чем поделиться с вами, у другого нет.

Ловушки на пути преподавания: Клеши, Эго и Любовь.


Клеши.

Вечная борьба с пристрастиями, стереотипами, привязанностями не обойдет стороной и преподавателя, скорее наоборот! Преодолев свои привязанности, они массой будут приходить от учеников с полученной на занятиях энергией. При подготовке, преподавателей предупреждают, что после проведения занятий, необходимо погружаться в личную практику(асаны, мантры, медитация), иначе бурным потоком новых энергий объетс с пути.

Как стать сильнее за счет этого? Вы как боец, как мастер кунг-фу, после победы над тысячей врагов, тысяча первого сможете победить ударом пальца) Работа с привязанностями разовьет в нужные для борьбы "рецепторы, мышцы" и заставит научиться приемам обороны. Но расслабляться не надо, т.к. и препятствия растут вместе с опытом.

Уловки клеш бывают настолько замаскированны под неоспоримые нужды, благие желания и добродетель, что потеряв осознанность, легко угодить в капкан.

ЭГО.

Необходимый инструмент нашего существования, но тут уже идет разговор о крайностях - нарциссизм, самовозвышение, гордыня на одной стороне и заниженная самооценка, самоуничижение - на другой.

-4

В какой то момент преподавания, особенно если найдутся поклонники вашей деятельности, нужно не забывать "возвращаться на землю" и вспоминать свои цели и место. Знания, которыми овладеете - это не личная заслуга, это совокупный опыт множества учителей, который передается через века. Несите его гордо, как знамя, а не как орден за заслуги.

Воспаленное эго легко диагностировать практикой тибетских простираний. Эта практика поклонения Будде, как наивысшему наставнику и проводнику. Вы признаете, что личное "Я" не является венцом творения и не занимает первых мест. Выполняя простирание, полностью отдаетесь на волю Будды, как ребенок полагается на решение родителя. Разросшееся эго не позволит совершать такие действия и будет яростно сопротивляться.

Когда человек начинает разделять мир на "Я" и "Остальной мир", между этими понятиями возникает дистанция, чем она больше - тем негативнее эффект. Чем "Я" выше "Остального мира", тем больше гордыня, что является серьезным заблуждением и препятствием на пути любого практика. Если "Остальной мир" выше "Я" - это проявляется в уничижении личности, постоянных страданиях, страхе, безответственности и слабости во всех отношениях.

Гордость - вот чем должен обладать практик, четкой, трезвой оценкой своих возможностей и качеств.

Как стать сильнее? Сделать выводы и практиковать чувство единства с миром. Если вы и мир - единое целое, разве понадобятся еще какие то доводы?

Любовь.

В этом контексте имеется ввиду любовь к конкретному человеку, влюбленность, влечение, создание семьи.

Семья это не плохо, но содержание, воспитание детей - огромные затраты ресурсов. Общего резерва жизни может не хватать для преподавания. Семья бывает как балластом, так и тяговым двигателем ракеты. В одном случае она поглотит весь жизненный ресурс, в другом случае супруг(а) наоборот поддержит на пути.

Разрушить путь преподавания может влюбленность, когда страсть и вожделение воспринимаются как любовь и возносятся на пьедестал. Свет сходится клином на одном человеке, который словно бездна поглощает весь жизненный потенциал.

Какой урок можно вынести здесь? Постараться развить в себе истинную любовь, которая не может быть направленна на один объект, тем самым приблизиться к одной из составляющих бодхичитты, а оттуда до самадхи рукой подать)

Хорошей поддержкой служит бодхичарья аватара, где говорится о шести парамитах и пути ботхисатвы. Эти тексты быстро вернут вам правильный настрой и направление.

Путеводная звезда преподавателя - служение людям. Это маяк, который поможет не разбиться о скалы гордыни в тумане сансары. Любое действе можно провести через фильтр служения - "чем это поможет людям?". Всегда проверяйте себя этим вопросом и будете видеть куда движетесь.

Преподаватель, как духовный проводник из неведения к свету, должен сам быть в постоянном стремлении к качествам Будды. Если сохранять и взращивать в себе это стремления, то никакие препятствия вас не остановят.