В отличие от антиутопий, которыми богат ХХ век, и которые на разные лады описывают особость человека противостоять тоталитарному уравниванию, классические утопии Нового времени (да и более ранних времен) — это описания идеальных государств, где за счет правильного учета, контроля и распределения на основе анализа информации, люди живут счастливо, без голода, бедности и прочих ужасов, которые, как, отчасти обоснованно казалось авторам утопий, являются результатом человеческой иррациональности и неэффективного государственного управления. Есть, конечно, исключения, вроде пародийной книги Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны», но все же классическая утопия, как правило, — это описание мира, в котором как раз благодаря эффективной работе с тем, что мы сегодня назвали бы Big Data, и жизнь хороша, и жить хорошо.
«Государство» Платона
Написанное в 360 году до нашей эры «Государство» - одна из первых известных Европе утопий. Идеальное государство Платона потому и идеальное, что повторяет устройство человеческой души. Это кастовое трехсословное общество – всем правят философы, постигшие платоновскую мудрость, безопасность и порядок обеспечивают стражи, а все прочее, что нужно для жизни – дело третьего сословия, демоса, крестьян, ремесленников и дельцов.
Задача философов, помимо прочего, - наблюдая за детьми (то есть собирая максимум возможной информации о них, выражаясь современным языком), понять, в чем их жизненное предназначение и к какому из сословий они должны принадлежать. Дальше необходимость в Big Data отпадает – будущие стражи просто не смогут узнать ничего такого, что поставило бы под сомнение их призвание, и с юности до смерти будут получать знания и навыки, необходимые их сословию. То же и с прочими.
«Утопия» Томаса Мора
Философ, писатель, государственный деятель Томас Мор дал имя целому жанру. В 1516 году вышла его «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» или просто — «Утопия» (у-топос, несуществующее место) о счастливой жизни на далеком острове, где государство организовано правильным образом.
В демократии с мудрым монархом во главе и с интеллектуалами в качестве советников основа экономики — сельскохозяйственный ручной труд, которым все граждане занимаются по очереди (не уставая и не более шести часов в день). Но благодаря разумной организации, четко организованному контролю за производством и учету потребностей, всем всего хватает, и материальные блага распределяются даже с избытком.
Правильный несуществующий остров — это, конечно, антитеза неправильному существующему острову, Англии, где Мор успел побывать и депутатом парламента, и лордом-канцлером. Финал карьеры, впрочем, не задался: Мора казнили. Правда, не за взгляды на правильное устройство общества, а за отказ присягать женолюбивому Генриху VIII, признавать его детей, с точки зрения правоверного католика — внебрачных, и учреждение Англиканской церкви.
«Город солнца» Томмазо Кампанеллы
Примерно через сто лет после «Утопии» Мора свою книгу «Город Солнца» написал итальянский священник Томмазо Кампанелла. Схема стандартная для произведений такого рода: путешественник попадает в идеальную страну и фиксирует специфику ее государственного устройства.
«Город Солнца», по нашим меркам, тоталитарное коммунистическое государство, где правят во имя общего блага аристократы духа. Всякому находится дело, причем, как у Платона, с детства. Учитываются не только склонности ребенка, но и астрологические данные, то есть задействуется еще больший объем информации. А дальше каждый работает в соответствии с призванием, с детства. Мудрые правители учитывают все потребности населения и справедливо распределяют произведенную продукцию, ничего не присваивая. Все счастливы.
Кампанелла, кстати, писал свою книгу о всеобщем счастье в тюрьме, куда попал за попытку организовать заговор против испанского владычества в Калабрии. Его пытали, но он выжил (выжил даже после сорокачасового сидения на колу, что, кажется, никому до него не удавалось). После пыток остался калекой, чтобы писать, привязывал перо к руке. Получил пожизненное, отсидел 27 лет.
«Новая Атлантида» Френсиса Бэкона
Френсис Бэкон – не только яростный борец за экспериментальные методы в науке, не только автор афоризма «знание – сила», но еще и сочинитель романа «Новая Атлантида» о счастливом государстве ученых на острове Бенсалем.
В названии – отсылка к Платону (
Атлантида впервые упоминается у грека в диалоге «Тимей», правда, Атлантида Платона – не совсем идеальное государство). Путешественник, по канонам жанра попавший на неведомый остров, видит там Дом Соломона – целую сеть научно-исследовательских институтов. Все государство работает на ученых, которые заняты добычей самой разной информации о мире. Благодаря воплощению открытий в жизнь жители острова ни в чем не испытывают недостатка. Впрочем, роман вышел через год после смерти Бэкона, в 1627 году, он не закончен, и социальное устройство Бенсалема прописано в нем не вполне внятно.
А сам Бэкон, как принято у англичан, был не только философом, но еще и государственным деятелем. Однако казнен не был. Умер, простудившись во время опыта – шпиговал курицу снегом, чтобы понять, действительно ли холод способствует сохранению продуктов.
Алюминиевый рай Чернышевского
Социалисты-утописты, трудами которых вдохновлялся русский писатель Николай Чернышевский, романов не писали, предпочитая научные труды. Однако в алюминиевом дворце всеобщего счастья из четвертого сна Веры Павловны (роман Чернышевского «Что делать») трудно не узнать фаланстер — центральный дворец комунны из учения о правильном будущем француза Шарля Фурье. Тотальный учет, тотальный контроль, совместный труд и справедливое распределение на основе исчерпывающих знаний о потребностях каждого члена комунны, — вот секрет успеха по Фурье и Чернышевскому. Плюс, разумеется, уважение к женщине и защита всех ее прав (роман Чернышевского в основном, на самом деле, как раз об этом, а изобретателем термина «феминизм» является Фурье).
Фурье, впрочем, не смог организовать ни одного фаланстера, а несколько швейных мастерских, организованных в России восторженными почитательницами Чернышевского в соответствии с идеями его романа, разорились.
«Путешествие в Икарию» Этьена Кабе
Идеи социалистов-утопистов вдохновляли, конечно, писателей не только в России. В 1840 году вышел роман француза Этьена Кабе «Путешествие в Икарию». Все по канонам жанра: путешественник рассказывает о том, как попал в неведомую новую страну. Там — коммунизм, тотальная демократия (все чиновные должности выборные), все трудятся, кроме тех, кто предназначен для изучения наук и искусств. Отбор происходит еще в школе (то есть, анализируются природные данные учащихся). Впрочем, каждый может попытаться заняться любой профессией, но должен проходить конкурсный отбор. Вся собственность, государственная, все распределяется справедливо и в соответствии с потребностями, следовательно — ведется строжайший учет этих самых потребностей. Работают икарийцы по 6-7 часов, труд легок, все счастливы.
На родине Кабе влез в политику, вынужден был бежать в Англию, где и проникся социалистическими идеями. Написал роман. Восторженные поклонники щедро снабжали писателя деньгами, и он решил попробовать реализовать икарийский проект. Купил землю в Техасе, создал общину, почти сразу же изгнал из нее 69 человек, не вписавшихся в коммунистический идеал. Имущества им не вернули. Начались суды, Кабе сел за обман, потом освободился, предпринял вторую попытку построить коммунизм на отдельно взятой ферме (уже в Новом Орлеане). Новые скандалы, новые суды, возвращение во Францию, смерть. Утверждают, что причина провала проекта — неуемное властолюбие самого Кабе.
Роман «Путешествие в Икарию» в русском переводе вышел в 1935 году в знаменитом издательстве «Academia». А в 1937 году неутопические социалисты расстреляли почти весь коллектив знаменитого издательства.
Иван Давыдов