Регулярно, в том числе и в серьёзных СМИ, тиражируется предрассудок о том, будто ислам запрещает изображения живых существ – людей и животных.
Разберёмся, как обстоит на самом деле, и откуда этот живучий предрассудок взялся.
Исламская живопись
В изобразительном искусстве исламских стран живые существа занимают, правда, сравнительно меньшее место, чем в искусстве стран Европы, Индии или Дальнего Востока Азии. Но всё же они и там есть.
Прежде всего, это книжные миниатюры. Первые указания на портреты царей, рисовавшиеся мусульманами в книгах, относятся к VIII веку, но эти книги до нас не дошли. Яркими иллюстрациями, изображающими животных, снабжены уже арабские рукописи XIII века, воспроизводящие популярный на Востоке цикл басен индийского происхождения «Калила и Димна». Художники, украшавшие последующие рукописи этого произведения в XIV-XV вв., вносили в свои рисунки новые сюжеты и приёмы изображения.
Тогда же, в XIII веке, появляется и цикл рассказов «Макамы» о похождениях Абу Зейда – прототипа знаменитого Ходжи Насреддина. Эти рукописи украшены изображениями жанровых сценок с участием людей.
Наивысшего расцвета искусство книжной миниатюры достигло в Иране, Афганистане и Северной Индии (мусульманская империя Великих Моголов) в XV-XVII вв. Выразительным произведением являются красочные иллюстрации к популярным любовным поэмам – трагическому роману в стихах «Лейли и Меджнун» и творению великого Низами «Хосров и Ширин», а также к историческому эпосу Фирдоуси «Шахнамэ» и другим памятникам, составляющим основу литературы на фарси. В некоторых иллюстрациях отчётливо просматривается эротический подтекст.
История донесла до нас имена многих художников, иллюстрировавших эти произведения: Камал ад-дин Бехзад и Касим Али (оба из Герата в Афганистане), Бади аз-Заман (тоже родом из Герата, но творивший в Стамбуле), Султан-Махмуд из Тебриза и других. Турецкий художник Сенан-бей написал портрет османского султана Мехмеда II Фатиха (Завоевателя) – то была уже не миниатюра, а станковая живопись, как в христианской Европе.
Наряду с книжной миниатюрой развивалась и фресковая живопись. Дворцы грозного завоевателя Тамерлана (конец XIV – начало XV вв.) были украшены росписями с изображением его побед, самого Тамерлана-Тимура, его военачальников, сыновей и поверженных врагов. Эти фрески были уничтожены последующими завоевателями и до нас не дошли. Большими любителями расписывать внутренние покои своих дворцов на европейский лад были сами «повелители правоверных» – османские султаны.
Исламская скульптура
Ещё более удивительным кому-то покажется наличие исламской скульптуры. Тем не менее, сохранились остатки монументальных статуй, относящихся к эпохе Халифата Омейядов (середина VIII в.) – правда, не исключено, что они были изваяны покорённым христианским населением. Далее, в пластике ранних Сельджуков (IX век) распространены мотивы ханских приёмов и ханской охоты. Они, очевидно, сделаны под влиянием древнетюркских, доисламских традиций.
В XVII веке наблюдается возрождение скульптуры в Иране и Северной Индии. Это подножия колонн, украшения скамеек и ручек кресел (тронов) в виде львов или других животных, а также фантастических существ. Характерной чертой всех произведений позднеисламской скульптуры служит её декоративность. Это исключительно мелкие пластические формы.
«Не сотвори себе кумира»
Главной причиной, обусловившей именно такое развитие исламской живописи и скульптуры, послужила ещё ветхозаветная заповедь на сотворение кумира. Изображения живых существ допускаются большинством мазхабов суннитского ислама, а также шиитами и всеми сектами, выросшими из шиизма, в том случае, если такие изображения не могут использоваться в качестве подмены объектов культа.
Следовательно, запрещены, по сути, изображения живых существ только в двух позициях. Первое – изображения живых существ, для разглядывания которых надо поднимать голову кверху. Второе – изображения живых существ в мечетях. Нетрудно заметить, что ни книжные миниатюры, ни мелкая рельефная пластика, служащая опорой рук или ног либо украшающая самые нижние элементы построек, под этот запрет не подпадает. А фресковая живопись дворцов, видимо, по этой же причине ненадолго пережила своих создателей.
Однако встречаются и прямые нарушения даже такого, либерального в общем-то, правила.
Всемирно известные нарушения запрета
Арабы, персы и турки переняли у более развитых ближневосточных народов обычай мыться в горячих банях. Культура общественных бань расцвела у них, как некогда в древнем Риме. В банях IX-X вв. были принято расписывать потолки, и на некоторых изображались животные, птицы, а также люди, причём молодые девушки. Впрочем, изображения танцовщиц в то время встречались на потолках не только в банях, но, как показывают находки в Северном Ираке, и в частных домах.
Ну, а чтобы это не казалось только каким-то исключением для раннего периода истории ислама, вот для наглядности близкий пример, хорошо известный в Советском Союзе. Портал медресе Ширдор в Самарканде, построенного в 1-й половине XVII века, украшен на самом верху гигантским парным изображением барса, очеловеченного солнца и лани. Здесь двойное нарушение запрета: монументальная мозаика помещена на большой высоте, да ещё и на здании, имеющем прямое отношение к исламскому культу.
Ксенофобский миф
Как видим, очень многое в изобразительном искусстве ислама можно объяснить влиянием доисламского прошлого арабов, персов и тюрок, а также неисламских завоёванных народов. Многое, но не всё. Мотивы изображения живых существ в миниатюре и в орнаментике в целом испытывали тенденцию к угасанию. Но эта тенденция не всегда была устойчивой и однонаправленной.
Мифу о тотальном запрете ислама на изображения живых существ способствовали такие обстоятельства. У самих мусульман есть разные точки зрения на этот вопрос, и ведь под каждую подводится религиозный канон! В силу многовекового геополитического противоборства христианской и исламской цивилизаций у христиан легче распространялись такие мифы о мусульманах, которые сильнее всего подчёркивали их отличия, их якобы «варварство» и «дикость».
Это наблюдается и по сей день. Так, установления, существующие в Саудовской Аравии, которая живёт по придуманным только в XVIII веке канонам ваххабизма – течения фанатического протестантизма, порвавшего с традициями прежнего ислама – выдаётся невежественными или недобросовестными политиками и журналистами как нечто якобы издревле свойственное всему исламу.