Найти тему
История России

Почему Петра I народ прозвал Антихристом

Рисунок 1. Николай Симонов в роли Петра Первого
Рисунок 1. Николай Симонов в роли Петра Первого

Пётр I является крайне противоречивой фигурой в истории. Одни оценивают его личность и его реформы как благо и необходимость для России, другие же называют его преобразования губительными для страны, а его самого самодуром и тираном. Обычно эпоха Петра оценивается с позиций нынешнего времени. Но как же на него смотрели его современники, и за что даже прозвали первого императора России Антихристом?

Церковные реформы Петра

Приход к власти Петра Алексеевича знаменует и приход абсолютной власти государя над всеми сферами общества, в том числе и духовной. Церковь в царской России была силой, с которой надо было считаться даже царю. Она имела под своим контролем обширные земли и имущество, при этом она была автономна от правительства, т.е. в дела церкви не вмешивался даже венценосец. Петру же, который стремился построить в России абсолютную монархию, где всё подчинено лично носителю короны, такой расклад не нравился.

В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, царь запретил избирать нового патриарха, а потом сан патриарха и вовсе был ликвидирован. После этого утвержден Монастырский приказ для пополнения казны принадлежавшим духовенству имуществом, а закончилось всё созданием Святейшего Синода.

Рисунок 2. После реформ Петра церковь потеряла независимость вплоть до падения империи
Рисунок 2. После реформ Петра церковь потеряла независимость вплоть до падения империи

Святейший Синод был органом государственного управления церковью, который взял на себя функции патриарха. Все члены Синода назначались государем и действовали под надзором чиновников, сам же Пётр назначил себя главой церкви.

Не стоит говорить, как к этому относилось духовенство, которое в один момент потеряло все свои позиции в государстве. Некоторые монахи даже выходили на улицы, где раздавали листовки о царе-антихристе, посягнувшего на независимость церкви Христа.

Царь – разрушитель русской культуры

После возвращения Петра из Европы даже появилась версия, что его подменили, настолько его поведение было странным.

Во-первых, всю религиозную общественность потряс знаменитый указ об обязательном бритье бороды, что сразу посчитали нарушением старой православной традиции и намеренным насаждением греха царем.

Во-вторых, общее отношение будущего императора к православной и русской культуре. Пётр Алексеевич запросто снимал церковные колокола и переплавлял их в пушки, сгонял монахов на работы для постройки укреплений, а в монастыри помещались нищие и больные.

В-третьих, преклонение царя перед всем европейским. Особое подозрение вызвал его манифест «О вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания», который гарантировал протестантам и католикам равные права и условия с православными. Создавалось впечатление, что монарх специально ослабил православную церковь для укрепления позиций еретиков.

Рисунок 3. Пётр преклонялся перед европейской культурой
Рисунок 3. Пётр преклонялся перед европейской культурой

Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор

Основная причина, почему его называли антихристом в церковных кругах и народе, – создание Всешутейшего собора. Он являлся своеобразной пародией на христианские каноны. Учреждался сан всешутейшего и всепьянейшего князя папы и патриарха, что являлось пародией на церковную иерархию. Кроме того, была должность князя-кесаря, которого Пётр именовал «королём», а себя ‒ «холопом и последним рабом». Приближенным Петра, что занимали эти должности, давались матерные прозвища. Вообще, русский мат использовался на заседаниях собора регулярно, но в документах ничего, само собой, не публиковалось.

Характерной чертой собора были постоянные пьянки, никто не имел права покинуть его трезвым (кроме веселья, это неплохо развязывало языки), а большинство заседаний было пародией на православные празднества. Например, на вербное воскресенье вся процессия из собора снаряжала козлов и медведей в сани, после чего объезжали весь город, пародируя шествие на осляти. Заканчивалось всё, конечно, веселым застольем.

Рисунок 4. Весь Собор держался исключительно на Петровском юморе
Рисунок 4. Весь Собор держался исключительно на Петровском юморе

Такое кощунство по отношению к церкви вызывало недоумение духовенства и страх обычного народа, что и положило начало теориям о подмене Петра и о том, что царь – антихрист во плоти.

Если статья вам понравилась подписывайтесь на канал, ставьте лайки, задавайте вопросы в комментариях.